СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Иванов «Каким бывает снег»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению по теме "С. Иванов "Каким бывает снег". Программа 21 век, 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«С. Иванов «Каким бывает снег»»

Митина Анна Николаевна

МОУ «Лицей №1»,учитель начальных классов


Урок разработан по программе «21 век»

Класс:2

Предмет:литературное чтение

Тема урока:С. Иванов «Каким бывает снег»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель: обучение работе с научно-познавательным текстом, формирование читательской компетенции

Задачи:

  1. Образовательная:

– учить находить существенные различия видов снега в научно-познавательном тексте;

- учить находить и объяснять сравнения в прозаическом тексте.

2. Воспитательная:

- воспитывать умение видеть красоту родной природы через текст;

- воспитывать внимательное отношение к литературному слову;

- воспитывать наблюдательность;

- учить работать в группе: умение слушать другое мнение,

доказывать свою точку зрения.



3. Развивающая:

- развивать культуру речи;

- расширять лексический запас школьников;

- поддерживать интерес к чтению как процессу, так и

учебному предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:

– личностное отношение к красоте зимней природы и образности авторского слова

Метапредметные:

- целеполагание;

- прогнозирование;

- саморегуляция;

- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;

- рефлексия;

- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);

- коммуникация (развёрнутое высказывание);

- сотрудничество при работе в группе





Предметные:

- выразительное осмысленное чтение текста;

- работа по плану;

- вычленение выразительных средств в произведении

(эпитеты, сравнения, олицетворения).






Оборудование: проектор, карточки со словами, модель обложки, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина





















Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД; РУУД;

КУУД; ПУУД)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность;

устанавливает

тематические рамки;

намечает шаги учебной деятельности.

- Ребята, готовы к уроку?

На вас я надеюсь, друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Учащиеся настраиваются на урок.








ЛУУД: положительный эмоциональный настрой на работу

РУУД: осознаёт себя как ученик

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других

.



II. Проверка дом.задания.









-Начнем урок литературного чтения с проверки домашнего задания.(стихотворение З. Александрова «Зима»)

Работа в парах.

-Расскажите друг другу стихотворение в паре. Расскажите друг другу, как вы себя оцениваете?

-Поднимите руку, кто считает, что оценил себя на отлично? Хорошо? Не очень хорошо?

-Кто желает выйти к доске и рассказать стихотворение?

-Как ты себя оцениваешь?


Работа в парах. Проверка стихотворения.






Самооценка. (Мне нужно было выучить стихотворение Зинаиды Александровой «Зима». У меня это получилось хорошо/или у меня была ошибка…)


















ЛУУД: проявляет познавательную инициативу.

РУУД: учится ставить проблему

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении.

ПУУД: строит высказывания,формулирует вывод на основе анализа.
























































РУУД: формулирует задачи урока

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного


III. Актуализация знаний учащихся, целевая установка


  • Ребята, отгадайте мою загадку: (СЛАЙД)
    Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту.
    Он на солнышке румяный,
    Под луною голубой.
    Он за ворот и в карманы
    Залетает нам с тобой.
    Он и белый, и мохнатый,
    И пушистый, как медведь.
    Раскидай его лопатой,
    Назови его, ответь!

  • Правильно, это снег. А какие слова, сравнения вам помогли отгадать загадку.

  • Посмотрите, как по–разному можно сказать о снеге. Мы можем увидеть снег на картине, в кино, на улице. И каждый раз нас восхищает красота снега, его неповторимость.

Оказывается снег можно не только нарисовать или увидеть, его можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникают перед вашими глазами. Давайте послушаем произведение Антонио Вивальди «Времена года. Зима».

-Ваша задача представить, каким видит снег композитор.



-Опишите свои чувства. Каким вы представили снег?

- А теперь давай те посмотрим, как о снеге пишет писатель С. Иванов. Прочитайте название произведения.«Каким бывает снег» (уч. Стр. 129)

-А вы можете ответить на этот вопрос?

-Давайте попробуем создать модель обложки. ( у каждого на столе лежит незаполненная модель обложки)

-С какой проблемой столкнулись? (не знаем жанр этого произведения) Вспомним, какие жанры вы уже знаете. (стихотворение, басня, сказка, рассказ, пословица, загадка)



- Что нужно сделать, чтобы узнать жанр? Будем его читать.

-Назовите учебную задачу урока.





Дети отгадывают загадку.

Снег.

-Белая стая, сверкает, звездой прохладной тает, румяный, белый, мохнатый, пушистый, как медведь.






-Слушание композиции.






-ответы детей


На доске лист белой бумаги (модель обложки)



Учащиеся выходят к доске и прикрепляют карточку с фамилией автора, названием произведения.




(проблемная ситуация!)


-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, узнаем, каким бывает снег.



IV .Первичное знакомство с текстом. Словарно-лексическая работа.







-1 часть. Чтение по абзацам.



Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности, проведённые каким – либо предметом.

Притаился – спрятался и притих.

Свежо сверкает – чистый, новый ярко блестит, сияет.

Озимое поле – поле, засеянное осенью зерновыми.

Пологий склон – наклонный участок поверхности земли.

-2часть.

Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.

Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое.

Дух захватывает – испытывать волнение (фразеологизм)

Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.

Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно



3 часть.

Колючий – имеющий колючки, способный колоть.

Метель – сильный ветер со снегом.

Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.

Нахлобучив – надвинув низко на лоб.

Лютует – быть злым, свирепым, беспощадным, причиняющим мучения

4 часть.

Проталина-место, где стаял снег и открылась земля.

Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.

- Одинаково ли автор описывает снег в октябре, январе, феврале и апреле?








Дети находят в тексте сложные слова и их анализируют.

Озимое поле












ЛУУД: проявляет познавательную инициативу

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


V. Физкультминутка



- Снегурочка – подпрыгнули, снежки – лепим, снеговик – присели, снежинки – кружимся.

Дети выполняют физкультминутку.

ЛУУД: формирует положительные эмоции, двигательную активность


VI. Работа с текстом во время чтения.



-Почему автор разделили текст на 4 части?

Работа в группах. Повторение правил работы в группах.

1.- О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском).

- Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты)

- Как бы вы назвали первую часть. (октябрьский снег)

2.-О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части? (О январском)

- Каким изображён январский снег? Найдите в тексте. (Силён и спокоен, гнёт, сломает, сыпучий)

- Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (Потому что в нём можно провалиться как на болоте)

-Как бы вы озаглавили вторую часть? (январский снег)

3. -Какой снег описывает автор в третьей части? (Февральский)

- Какие слова, выражения, эпитеты нашёл С. Иванов для февральского снега? (Злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун)

- Почему люди идут, нахлобучив шапку на лоб? (Снег не даёт поднять голову)

- Автор олицетворяет февральский снег, наделяя его человеческими чертами характера: лупит, злиться.

-Как озаглавили третью часть? (февральский снег)

4.- О каком снеге вы прочитали? (Об апрельском)

- Какой апрельский снег? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый)

- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)

- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)

Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег)

- Как озаглавим четвёртую часть. (Апрельский снег)
















4 группы. Каждая группа получает карточку с вопросами.

1 группа-1 часть, 2 группа-2 часть, 3 группа-3 часть, 4 группа-4 часть.


Представитель от каждой группы выступает по плану:


  1. О каком снеге идет речь?

  2. Как автор говорит о снеге? Найдите ответы в тексте.

  3. Как бы вы назвали эту часть?


Карточки с названиями частей вывешиваются на доску.


План:

1. Первый снег

2. Январский снег

3. Февральский снег

4. Апрельский снег













ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам


ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию, формировать вывод на основе анализа

КУУД: учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся

РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы без помощи учителя.

VII. Работа с текстом после чтения.

































- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.

- Сколько черт "характера" у снега он подметили? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)

-Понаблюдаем за небом, меняется ли оно?


Работа в парах.

Заполните таблицу.

- Какие факты о снеге вы подметили в разные месяцы?

-Какие факты о небе вы подметили?


-А где мы можем прочитать об этих фактах или узнать?

-Назовите жанр произведения.

-О чем этот рассказ? Назовите тему.


Это Научно-познавательный рассказ - рассказ, содержащий научные сведения и факты
о каком-то явлении природы, животных и т. п.


В тексте сообщаются факты о снеге, никаких событий не описывается. Это научно – познавательный рассказ.

Заполним обложку. (зеленый квадрат)

Учащиеся вывешивают карточки на доску со словами-описаниями снега.











Заполнение таблиц с использованием текста учебника.




-в учебнике, в интернете и т.д.


-рассказ

-рассказ о природе









Дети заполняют жанр и тему.(рассказ о природе)





Дети выполняют физкультминутку.

ПУУД: умеет находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию, формировать вывод на основе анализа

КУУД: учится оформлять высказывания



























ЛУУД: формирует положительные эмоции, отдых глаз.


Физкультминутка для глаз.

VIII. Самостоятельная работа.













-Выполните самостоятельно задание №1 стр.58 в рабочей тетради. Сдайте после урока тетради на проверку.

Самостоятельная работа.

ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные знания





IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

- рефлексирует и оценивает

собственную учебную деятельность.








Давайте подведем итог. (СЛАЙД)


-я научился…

-я узнал…

-мне было трудно…

-мне было легко…

















Откройте дневники, поставьте себе смайлик. Запишите дом. Задание. – уч. стр.132 вопрос 4.

















































Дети оценивают результат своей работы, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

















РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности




План работы в группах:


  1. О каком снеге идет речь?

_____________________________



  1. Как автор говорит о снеге?

Найдите ответы в тексте.

________________________________

________________________________

________________________________



  1. Как бы вы назвали эту часть?

________________________________







План работы в группах:


  1. О каком снеге идет речь?

_____________________________



  1. Как автор говорит о снеге?

Найдите ответы в тексте.

________________________________

________________________________

________________________________



  1. Как бы вы назвали эту часть?

________________________________










октябрь

январь

февраль

апрель

снег







небо

















октябрь

январь

февраль

апрель

снег







небо