ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города
Протокол №____от______________2019 Смоленска
___________О.В. Агеенкова
Приказ от___________2019г.№_____
(дата, подпись, номер приказа)
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Жукова Ю.А.
Смоленск, 2019
1-ый год работы над темой.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпанные детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,
передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие
скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.
Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Цель работы: повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста; создание условий для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
Разработать перспективный план работы с детьми.
Подготовить и провести консультацию для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей».
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей, включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми.
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, скороговорками;
лепка из пластилина;
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
конструирование: работа с конструктором, строительным материалом;
игры с мелкими предметами
паззлы, мозаика.
Предполагаемый результат.
В процессе ознакомления детей с пальчиковыми играми, будет формироваться не только мелкая моторика, но и речь детей. А самое главное, дети станут более общительными, активными, самостоятельными в общении со взрослыми и сверстниками.
ПЛАН РАБОТЫ на 2019-2020 г.г.
Срок реализации | Теоретическая часть | Практическая часть |
Работа с детьми | Работа с родителями и коллегами |
сентябрь | Разработка перспективного плана работы по самообразованию (1-ый год работы над темой) Изучение литературы по теме. | работа с карандашами - раскрашивание). | Беседы и консультации по вопросу развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста |
октябрь | Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих санитарно-гигиенические и медицинские аспекты работы с детьми. | Пальчиковая игра: «Овощи» Работа с раскраской «Обведи и раскрась овощи» | Информация в уголок для родителей: «Учим вместе с детьми». |
ноябрь | Изучение теоретических основ, научно-методической литературы, теоретических исследований по проблеме развития мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Грибы» Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками. «Гриб» – раскрасить по образцу. Самомассаж карандашами | Родительская встреча: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей 4-5 лет». Индивидуальные консультации. |
декабрь | Изучение теоретических основ точечного массажа рук. Обобщение личного опыта по работе над проблемой развития мелкой моторики у детей. | Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» Выполнение фигурок из пальцев: «Зайка и ушки», «Волк и лиса». «Иголки для ежа» (штриховка). | Консультация для родителей: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста». Индивидуальные консультации |
январь | Изучение интернет-ресурсов по проблеме развития мелкой моторики. Знакомство с практическим опытом коллег через интернет. | Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» Упражнение «Накорми птичек» – отрывать кусочки желтой бумаги, скомкать бумагу в маленькие комочки – пшено, сложить в кормушку Самомассаж крупами. | Папка –передвижка: «Учим вместе с детьми». |
февраль | Изучение литературы и инновационного оборудования, методических рекомендаций и разработок к нему. | Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» «Прятки» – найти всех домашних животных в сухом бассейне. Аппликация: «Уточка» | Индивидуальные беседы и консультации |
март | | Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» Упражнение «Прятки» – найти всех домашних птиц в сухом бассейне. Выполнение фигурок из пальцев: «Гусь» Работа с раскраской: «Домашние птицы». Самомассаж гранёными карандашами. | Индивидуальные консультации для родителей: «Тренируем пальчики, развиваем речь!» |
апрель | Изучение опыта учителей-логопедов города и района на тему «Развитие у детей мелкой моторики». | | Беседы с родителями. Папка-передвижка: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». |
май | Изучение современных направлений исследований детской речи (М.М.Кольцова, И.Кант, М.М. Конина,Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов и др.). Подведение итогов. | | Презентация работы: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» для коллег МБДОУ. |
Литература:
Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
О.В.Багина. Н.Ф.Коробова "Пальчиковая гимнастика с предметами" Москва 2006
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет», Ярославль,
Академия Холдинг. 2001г.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.