СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринский процесс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сестринский процесс»

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

План

1. Определение понятия «сестринский процесс»

2. Характеристика этапов сестринского процесса

3. Документирование СП


1. Определение понятия «сестринский процесс»

Сестринский процесс - это научно-обоснованный метод организации оказания сестринской помощи. Он появился в США в 50-х годах прошлого века и за последующие десятилетия распространился на оба американских континента и страны Западной Европы, доказав свою жизненность и целесообразность. Сестринский процесс ориентирован на удовлетворение различных потребностей пациента.

Особенности СП как метода сестринской помощи:

- индивидуальный подход к каждому пациенту;

- обязательное участие самого пациента и членов его семьи в принятии решений относительно плана ухода и в оценке эффективности ухода;

- документирование действий медсестры.

Само понятие «процесс (от латинского «продвижение») означает последовательную смену действий для достижения какого-либо результата.

Сестринский процесс означает последовательную смену действий медсестры с целью предупреждения, облегчения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у пациента проблем. (Перфильева, 1999 г.)

Существует и другое определение сестринского процесса: «Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам».

Цель СП при использовании модели В. Хендерсон - поддержание и

восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных

потребностей организма или спокойная смерть.


2. Характеристика этапов сестринского процесса

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:

- обследование пациента

- диагностирование состояния пациента

- планирование сестринской помощи

- реализация (выполнение плана сестринского ухода)

- оценка полученных результатов.

На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

- профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа,

- достаточное время и доверительная обстановка,

- конфиденциальность.

1этап. Обследование или первичная оценка состояния пациента.

Цель этапа: получение информации для оценки состояния пациента. Источники информации. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает из беседы с:

- пациентом,

- его близкими,

- медицинскими работниками.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает при:

- осмотре пациента,

- знакомстве с медицинской документацией пациента.

Основной источник информации - сам пациент.

Полученные в ходе обследования данные позволяют медсестре оценить, как удовлетворяются основные потребности пациента.

II этап. Постановка сестринского диагноза или выявление проблем пациента.

Цели этапа:

- определить нарушение потребности,

- установить существующие и потенциальные проблемы пациента,

- установить факторы, способствовавшие развитию этих проблем,

- выявить сильные стороны пациента, которые содействовали бы разрешению его проблем.

Проблемы у пациента возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребности. Иными словами:

потребность удовлетворена - нет проблем,

потребность не удовлетворена - проблемы есть.

Проблемы пациента рассматриваются как своего рода реакция организма на его состояние, в том числе, на болезнь.

По реакции пациента проблемы могут быть:

- физиологическими

- психологическими

- социальными

- духовными.

Например, пациент страдает бронхиальной астмой. У него имеются следующие проблемы:

- частые приступы удушья (физиологическая проблема),

- страх умереть во время приступа (психологическая проблема),

- невозможность заниматься привычным делом (социальная проблема),

- изменение взглядов пациента на мир (духовная проблема).

По времени возникновения проблемы пациента подразделяются на:

- фактически существующие (действительные, настоящие)

- потенциальные.

Существующие проблемы - те, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться со временем, особенно если не решаются действительные проблемы.

Обычно у пациента имеются несколько проблем одновременно и медсестра должна определить последовательность их решения.



По приоритетности проблемы бывают:

- первичные (приоритетные), связанные с повышенным риском для жизни и здоровья пациента. Эти проблемы требуют немедленной сестринской помощи и решаются в первую очередь;

промежуточные – не угрожающие жизни и здоровью пациента и допускающие некоторую отсрочку сестринских вмешательств;

- вторичные – не относящиеся к данному заболеванию и состоянию, но также требующие решения с ещё более возможной отсрочкой сестринских вмешательств.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке сестринского диагноза.

«Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается оценка реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций». (Перфильева Г. М., 1999г.)

Например: «Нарушение сна пациента (реакция) из-за храпа соседа по палате (возможная причина реакции)».

Отличие сестринского диагноза от врачебного:

1) врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский - ответную

реакцию организма на заболевание;

2) врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими

изменениями в организме, сестринский - с представлениями пациента о своем состоянии;

3) цель врачебной диагностики - назначение лечения, цель сестринской диагностики – разработка индивидуального плана ухода за больным, чтобы пациент мог адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем;

4) врачебный диагноз (если он верен) не меняется на протяжении болезни, а сестринский может меняться неоднократно, по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь;

5) сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах;

6) сестринских диагнозов при одном заболевании может быть сразу несколько;

7) сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, и даже - к государству.

III этап. Планирование сестринской помощи

Цель этапа: определение ожидаемых результатов сестринского ухода (целей ухода) и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение.

Существует два вида целей сестринского ухода:

краткосрочные (рассчитаны на выполнение в течение 2-х недель)

долгосрочные (рассчитаны на срок более 2-х недель).

Цели должны быть (требования к постановке цели):

- реальными, достижимыми, диагностичными;

- иметь временные пределы, т.е. конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи.

В структуре целей должны быть отражены:

- конкретные действия (глагол);

- критерий (дата, время, расстояние);

- условие (с помощью кого или чего, будет достигнут результат).

Например: «Пациент пройдет (действие) 6 метров на 8 день (критерий) с помощью костылей (условие)».

После определения целей медсестра составляет план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей сестринского ухода. В план должны быть включены все три вида сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые.




IV этап. Реализация плана сестринских вмешательств

Цель этапа: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом до их завершения, проведение наблюдения за пациентом (текущая оценка состояния пациента).

В распоряжении медсестры находятся следующие методы ухода:

- оказание ежедневной помощи пациенту в осуществлении естественных потребностей;

- выполнение технических манипуляций;

- оказание психологической помощи и поддержки;

- обучение и консультирование пациента и членов его семьи;

- профилактика осложнений и укрепление здоровья;

- создание благоприятной окружающей среды;

- меры по спасению жизни.

Виды сестринских вмешательств:

- зависимые – выполнение письменных указаний врача;

- независимые – выполнение мероприятий по уходу в соответствии с самостоятельно составленным планом;

- взаимозависимые – планирование и выполнение мероприятий совместно с другими членами медицинской бригады среднего звена.

V этап. Оценка эффективности ухода

Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринское вмешательство, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.

Критерии эффективности СП:

- прогресс в достижении целей;

- положительная ответная реакция пациента на вмешательства;

- соответствие полученного результата ожидаемому.

3. Документирование СП

Сестра записывает все свои действия в «Сестринскую историю болезни», которая включает 2 части:

1. «лист первичной оценки состояния пациента», куда записываются данные обследования (1 этап СП);

2. «план сестринского ухода», где фиксируются II - V этапы сестринского процесса.

Сестринская история болезни - юридический документ самостоятельной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. Он отражает квалификацию сестры, уровень её мышления, а значит, и качество оказываемой ею помощи.

Приложение№1

НАРУШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:


Проблема пациента (сестринский диагноз) - это реакция организма на болезнь и свое состояние

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА (ПЕРЕЧИСЛИТЬ):


  1. настоящие –

из них - приоритетные –


  1. потенциальные –


Классификации проблем пациента:

  1. По времени возникновения:

1.1 Фактически существующие

1.2 Потенциальные


2. По приоритетности:

2.1 Первичные

2.2 Промежуточные

2.3 Вторичные


3. По реакции организма на болезнь и свое состояние:

3.1 Физиологические

3.2 Психологические

3.3 Духовные

3.4 Социальные


Цели сестринского ухода







Краткосрочные Долговременные (рассчитанные (более 2-х недель)

на 1-2 недели)


Требования к постановке целей

1. Реальность, достижимость

2. Временные пределы (указание сроков достижения целей)

3. Диагностичность (возможность проверки достижения).


Структура целей:


- конкретные действия

- критерии (дата, время, расстояние и т.д.)

- условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).


ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА

Ф.И.О. пациента

Отделение

№ палаты

Дата

Проблема пациента

Цели (ожидаемый результат)

Вмешательства

Действия

медсестры

Периодичность, кратность, частота оценки

Конечная дата достижения цели

Итоговая оценка эффективн-ости









Согласовано с лечащим врачом:

Сестра (подпись)

Врач (подпись)