СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания знаний

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания знаний»

О системе оценивания, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО в МАОУ «СОШ №7»


1. Введение

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта каждому участнику образовательного процесса крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов образования, т.к. оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания, который необходимо формировать и развивать.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и является обязательным.


2 Описание проекта и его обоснование


Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на деятельностном и компетентностном подходах способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной деятельности учащихся.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований стандартов.

Актуальность разработок системы оценки достижения результатов общего образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия решений.

Разработка системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия результатов общего образования, отраженную в Федеральном ядре содержания общего образования и Программе развития универсальных учебных действий.

В отличие от предыдущих стандартов (1998 и 2004 годов), в стандарте второго поколения появляется возможность не только определить реально достигаемые результаты образования в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и создать систему оценки межпредметных общеучебных умений.

Это стало возможным благодаря большому опыту, накопленному в рамках ЕГЭ, мониторинга образовательных достижений по совершенствованию структуры и содержания общего образования, международных сравнительных исследований качества общего образования, проводимых в России, итоговой аттестации по новой форме в 9 классе.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о необходимости разработки и внедрении новых систем оценивания качества знаний учащихся.

Альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание - «оценивание» для обучения.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.

Оно ориентированно на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов других учащихся. Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.

Новая система оценивания направлена на удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса, а именно:

  • Ученика, т.к. проект направлен на осуществление самооценивания, являющегося важным компонентом образовательного процесса, т.к. только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи.

  • Родителей, заинтересованных в получении качественного образования в комфортных психологических условиях; установления в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала; активизации деятельности родителей как участников образовательного процесса.

  • Учителя, имеющего возможность ознакомиться с альтернативной системой оценивания образовательных результатов, с новыми образовательными целями и способами их реализации; заинтересованного в повышении уровня теоретических знаний в области оценивания результатов образования; сформированности навыков владения технологиями оценки в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе; обеспечении комплексного подхода к оценке результатов.

  • Школы, как образовательной организации, реализующей свой проект;

  • Общества и государства - в реализации инновационных проектов, направленных на изменение системы педагогических ценностей, в первую очередь системы оценивания.

Объект оценивания - образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ.

Оценка достижения требований к освоению образовательных программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально - ориентированного подхода. В качестве критериев выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Цель проекта - получение объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Задачи:

  • Системное отслеживание развития предметных, метапредметных и личностных результатов обучения;

  • Обеспечение объективной оценки планируемых результатов каждого учащегося в соответствии с требованиями ФГОС;

  • Формирование и развитие у учащихся навыков оценочной самостоятельности, навыков рефлексии;

  • Создание условий для участия самого ребенка в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям;

  • Осуществление отбора педагогических технологий, обеспечивающих формирование осознанного отношения к учебно-познавательной деятельности;

Поставленные цель и задачи реализуются через:

  • Подготовку учителей и родителей к новой системе оценивания;

  • Определение процедур оценивания;

  • Овладение обучающимися приемами контрольно-оценочной деятельности;

  • Активное участие обучающихся в процессе учения;

  • Формирование собственных образовательных результатов и постановки образовательных задач;

  • Технологию «портфолио»

  • Технологию деятельностного подхода;

  • Проектирование урока в контексте ФГОС;

Участники проекта

  • Директор общеобразовательного учреждения;

  • Заместители директора;

  • Руководители методических центров;

  • Педагоги школы;

  • Обучающиеся;

  • Общественность (родители, социальные партнеры, партнеры из учреждений дополнительного образования, органы муниципальной власти);

3. Особенности системы оценки образовательных результатов:

  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценок;

  • Включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;

  • Оценка динамики образовательных достижений учащихся;

  • Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • Использование персонифицированных процедур в целях итоговой аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

  • Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария к представлению данных;

  • Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

  • Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки , как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

Таким образом, система оценивания позволяет ученикам- обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям- отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям- оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода и предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Для оценки сформированности умений и навыков обучающихся и успешности освоения учебных программ используется 5-балльная система: минимальный балл – 1 (отметка «1»/оценка «плохо»), максимальный балл – 5 (отметка «5»/оценка «отлично»). Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 -11классов оценивается в форме балльной отметки.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценка метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации в ходевыполнения проверочных (тематических) работ по всем предметам. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, комплексные работы на межпредметной основе.


Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов обучающихся является:

-формирование внутренней позиции ученика, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;

-ориентация на содержательные моменты образовательного процесса; - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками ;

- и ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

- первоначальные представления о Родине, гражданской идентичности, знакомство со знаменательными для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

- первоначальное понятие самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- формирование мотивации учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения учебных проблем; приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

- знакомство с моральными нормами и формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется через:

1) наблюдение специалистами, работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;

2) психологическую диагностику, которая проводится по запросу педагогов и администрации при согласии родителей (законных представителей);

3) оценку личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других форм накопительной оценки).

4) оценку знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно- нравственной культуры);

Внутренняя оценка.

1. Оценка личностного прогресса проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.



Планируемые результаты

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Личностные

1. Соблюдение норм и правил, принятых в школе.

2. Сформированность

самооценки.

3. Сформированность

внутренней позиции обучающегося.

4.Ценностно-смысловые установки обучающихся.

В ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

1. Личностные качества школьников оцениванию не подлежат. Поэтому не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня.

Мета-

предметные

1.Учебные исследования.

2. Учебные проекты,

3. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач


1. Комплексные работы на межпредметной основе.

2. Тематические работы по всем предметам.

1. Комплексные работы на межпредметной основе, направленные на сформированность

метапредметных УУД при решении

учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом,

2. Защита итогового индивидуального проекта.


Предметные

1. Устный опрос.

2. Письменная или

самостоятельная работа.

3. Диктанты

4. Контрольное списывание.

5. Тестовые задания.

6.практическая работа.

7. Изложение.

8. Доклад.

1. Тест.

2. Зачёт.

1. Диагностическая контрольная работа.

2. Диктанты.

3. Изложение.

4. Контроль техники чтения.

5. Тест.

6. Контрольная работа.



Контроль осуществляется через следующие виды промежуточной аттестации:

Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

содержание

Где фиксируется

1

Входной контроль

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития».

Фиксируется учителем в рабочем журнале и не влияет на итоговую оценку

2

Текущий контроль

поурочно

Контроль предметных знаний и УУД по результатам обучения

Фиксируется учителем в классном журнале

3

Тематический контроль

По изучению темы, раздела, курса, четверти


контроль предметных знаний и метапредметных результатов

Фиксируется учителем в классном журнале

4

Итоговый контроль

В конце учебного полугодия, года

Комплексная проверка образовательных результатов

Фиксируется в классном журнале

5

Проектная работа

2 раза в год

Выявление уровня освоения компетентностей

Портфолио, экспертная

Оценка


6

портфолио

май

Результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности

портфолио







Динамика обученности учащихся фиксируется в рабочем журнале учителя.

4 Итоговая аттестация

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среди общего образования проводится в форме ЕГЭ, по программам основного общего образования в форме ОГЭ.

Итоговая отметка выпускника по предметам формируется на основе:

  • Результатов школьного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

  • Отметок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

  • Отметок за выполнение и защиту индивидуального проекта, реферата, исследовательской работы;

  • Отметок по предметам на государственной итоговой аттестации (ОГЭ);

На основании этих отметок делаются выводы о достижении планируемых результатов учащегося (на базовом или повышенном уровне), а также об овладении им УУД.

Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на метапредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. Оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2.Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3.Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.


5. Для описания достижений обучающихся установлено пять уровней: повышенный, высокий, базовый, пониженный, низкий. Основой для определения уровня являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Повышенный, высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Качество усвоения программы

85-100%

70 -84%

50 -69 %

меньше 50%


Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

«Плохо»

Уровень

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий


Превышающие базовый

Ниже базового


«зачтено»

«незачтено»


Контрольно-оценочные действия в ходе образовательного процесса осуществляют как педагоги, так и учащиеся.


6.Самооценка - как один из компонентов деятельности связана с характеристикой процесса выполнения заданий

При самооценке учащиеся дают самим себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов, анализируют свои достоинства и недостатки, а также ищут пути устранения последних.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

Доминирующие функции самооценки таковы: констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить ...).

Самооценка позволяет учащемуся увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Применение самооценки требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы. Для детализации можно выделить в нем три составляющие.

Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя. Самооценка у учащегося успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться; применение в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьника умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создает умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие аналитического, критического подхода к явлениям.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности. Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, поможет ему составить верное представление об уровне своих возможностей, более точно соотнести оценку со стороны и самооценку. Все это и позволит исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися. Учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых и возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

Эти три компонента нераздельны, они взаимодействуют друг с другом.

Уровни сформированности самооценки

Как видно из таблицы, у разных учеников действия самооценки различны.

Процедура самооценки включает в себя:

• разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

• создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

• обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны учащимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

• составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.


7. Организация индивидуально-образовательного маршрута

В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных, учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно – воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • Устранение проблемы в обучении (предметный рейтинг ниже 50%) или расширение объема знаний по предмету.

  • Усиление работы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

  • Решение данных задач возможно при эффективной поддержке тьюторов и других педагогических работников.

Индивидуальная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями, поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на учебных занятиях, раскрывает способности обучаемых, содействует повышению учебной мотивации.

ИОМ ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

ИОМ - метод индивидуального сопровождения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащегося, овладеть ключевыми образовательными технологиями, расширить объём знаний по предметам, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. В этом случае происходит реализация персональных запросов на образование ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут - определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.

Ориентируясь на внутренние силы ребенка, опираясь на значимые для него стимулы, ИОМ должен сделать процесс обучения доступным и интересным.

Работа по индивидуально-образовательному маршрутуреализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

ИОМ – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.


Тьютор ведет персональный контроль за успеваемостью, выполнением диагностических работ, взаимодействует с родителями(законными представителями), ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет вместе с учащимся индивидуальный образовательный маршрут, а также пояснения для родителей.

Тематическое планирование индивидуального образовательного маршрута

Цель: ликвидация отставания по учебному предмету 

(расширение и углубление ЗУН по предмету)

Дата

Тема

Персональное задание

Способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполн


Способы работы с учеником:

- индивидуальные задания 1 раз в неделю,

- организация парной и групповой работы,

- работа с консультантами,

- выбор “своего” домашнего задания,

- темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний выбираю с учетом индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

Разрабатываются пояснения для родителей к ИОМ ученика.


8. Ведение документации

8.1.Документация учителя-предметника:

8.1.1.Рабочая программа учителя, разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельностиучителя, создания методических разработок по курсу.

      1. Классный и/или Классный электронный журнал – являются главными документами учителя, заполняются в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. Текущие, промежуточные и итоговые отметки выставляются учителем в классный и/или электронный журналы.

      1. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

      2. Для корректировки своей работы учитель дважды в год (по окончанию каждой учебной четверти) проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития обучающихся за учебный период;

  • уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ и др.);

  • процент обучающихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

  • уровень сформированности образовательной деятельности обучающихся;

  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по предмету, классного журнала);

  • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

    1. Документация классного руководителя.

По окончании учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель выставляет в Ведомость итоговых оценок в классном журнале итоговые отметки по предметам учебного плана, оформляет личное дело ученика; в течение учебного года сопровождает и контролирует деятельность обучающихся по ведению «Портфолио»-папки индивидуальных достижений.




    1. Документация обучающихся:

      1. Для отслеживания динамики учения и обучения обучающиеся школы должны иметь специальные папки — «Портфолио ученика», в которых отражаются тексты и результаты тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам, творческие работы, проекты и др.

      2. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года и подведения итогов года используется «Тетрадь для стартовых и итоговых работ». Данная тетрадь заводится по каждому предмету, выносимому на промежуточную, итоговую аттестацию, на определённый уровень обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа), в ней отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ.

    1. Документация администрации МАОУ «СОШ №7»

      1. В своей деятельности администрация образовательной организации может использовать по мере необходимости документацию учителей-предметников, обучающихся для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в МАОУ «СОШ №7».

      1. Материалы, получаемые от участников образовательного процесса заместитель директора по учебно-воспитательной работе классифицирует с целью определения динамики в образовании учащихся на уровнях получения образования.

      1. По итогам учебного года на основе полученных материалов заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» зоны, достижения и трудности как обучающихся, так и педагогов и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.



  1. Права и обязанности субъектов

контрольно-оценочной деятельности

    1. Общение между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией МАОУ «СОШ №7» строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательного процесса имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

    2. Обучающиеся имеют право:

  • на собственную оценку своих достижений и трудностей;

  • на самостоятельный выбор сложности проверочных заданий;

  • на оценку своего творчества и инициативы во всех сфе­рах школьной жизни;

  • представить результаты своей деятельности в форме «Портфолио» личных достижений и публично их защитить;

  • на ошибку и на время ее ликвидации.

    1. Обучающиеся обязаны:

  • проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе;

  • осваивать способы осуществления контроля и оценки/самооценки образовательных результатов;

  • иметь рабочие тетради, тетради для контрольных, диагностических работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность.

    1. Учитель имеет право:

  • иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

  • самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся.





    1. Учитель обязан:

  • соблюдать основные принципы системы оценки образовательных результатов обучающихся;

  • соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;

  • работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;

  • оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

  • фиксировать динамику развития и обученностиобучающегося относительно его собственных возможностей и достижений;

  • вести учет продвижения обучающихся в классном журнале;

  • доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся.

    1. Родитель имеет право:

  • знать о принципах и способах оценивания достижений учащихся в МАОУ «СОШ №7»

  • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;

  • получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка.

    1. Родитель (законный представитель) обязан:

  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

  • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.



10 Ответственность сторон


    1. При нарушении основных принципов оценки образовательных результатов обучающихся при освоении образовательной программы общего образования одной из сторон образовательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации МАОУ «СОШ №7»с целью защиты своих прав в установленном Уставом МАОУ «СОШ №7»порядке.

    2. Нарушение правил оценочной деятельности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.


11Внесение изменений

Внесение изменений в данное Положение производится на основании изменений нормативно-правового законодательства, рассматривается на заседании педагогического совета образовательной организации, утверждается директором МАОУ» СОШ №7».


Материально-техническое обеспечение.

В школе имеется достаточно хорошая материально-техническая база для реализации проекта. Все кабинеты оснащены компьютерами, проекторами, имеются принтеры, копировальные аппараты, в кабинетах установлены интерактивные доски. Школьная библиотека укомплектована на достаточно высоком уровне учебной, справочной, педагогической литературой.

Информационное обеспечение:

Информирование

  • педагогического коллектива о ходе реализации инновационного образовательного проекта (педагогический совет);

  • членов рабочей группы о задачах Проекта;

  • участников Проекта о нормативно-правовых документах по вопросам критериального оценивания;

  • родителей и учащихся о создаваемой модели критериального оценивания через ученические и родительские собрания, тренинги; об уровне ответственности участников образовательного процесса в ходе реализации Проекта;


Ожидаемые результаты.

Для обучающихся:

  • овладение приемами контрольно-оценочной деятельности;

  • сформированность регулятивных и познавательных УУД на данном этапе обучения.


Для педагогов:

  • сфомированность навыков владения технологиями, позволяющими достичь оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе;

  • повышение уровня теоретических знаний в области критериального оценивания результатов;

  • обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

Для родителей:

  • повышение уровня заинтересованности результатами обучения и воспитания своих детей;

  • установление в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;

  • активизация деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Продукт эксперимента

Школьная модель критериального оценивания образовательных результатов обучающихся.

Сроки реализации проекта

1 этап. Подготовительный. 2014-2015 у.г.

  • Создание управленческих, организационных, нормативно-правовых, научно-методических, кадровых условий для реализации проекта.

2 этап. Практический 2015-2018 уч. г.

  • Введение новых методов оценивания результатов в основной школе.

  • Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

  • Формирование у учителей навыков владения технологиями оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе.

  • Выявление психолого-педагогических особенностей критериального оценивания результатов.




3 этап. Контрольно-оценочный 2018-2019 уч.г.

  • Закрепление основных направлений и цели оценочной деятельности через критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.

  • Обобщение опыта работы: издание методического пособия по результатам экспериментальной деятельности по критериальному оцениванию результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся.


Приложение №1


ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальной образовательной траектории обучающегося


I. Общие положения.

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ут

  • Утверждена 22.11.2012 г. № 2148-р;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 61;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г.;

  • Национальная образовательная инициатива президента РФ «Наша новая школа», утверждена пр-271 от 04 февраля 2010 г.;

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года № 1312);

  • Приказ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, от 01.02.2012 г. №74;

  • Письмо МО РФ от 20 апреля 2004 г. № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  • Устав ОУ.

2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса и определяет порядок индивидуализации образовательного процесса


П. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося (ИОТ).

  1. Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, включающие определенный государственным образовательным стандартом минимум и определенный обучающимся набор профильных предметов и элективных курсов для обучающегося, включающая дополнительное образование на базе школы или других ОО. Урочная и внеурочная образовательная деятельность ученика создают интегрированную модель его образовательного пространства.

  2. Индивидуальная образовательная траектория является профилем обучения конкретного обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория в части освоения предметов на базовом уровне и определенный обучающимся набор профильных предметов и элективных курсов фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося (далее - ИУП).


III. Учебный план ОО и ИУП.

  1. Учебный план ОО составляется в соответствии с ФГОС, на основе изучения запросов обучающихся и анализа ресурсов ОО.

  2. На старшей ступени предлагается два уровня освоения учебных программ: базовый и профильный.

Перечень обязательных предметов определяется Базисным учебным планом 2004 года (его инвариантной частью). Программа базового уровня освоения предмета предполагает освоение обучающимся минимума содержания, определенного государственными образовательными стандартами, за учебное время, определенное БУПом на освоение предмета на базовом уровне.

  1. Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории нацелена на получение знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков .

Учебная программа ИОТ предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, форм учебной и внеучебной деятельности обучающегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.

  1. Каждый обучающийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана ОО, ИУП согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором ОО.

  2. Родители обучающегося заключают соглашение с ОО в лице директора о правах и обязанностях каждой из сторон и регламентирующий отношения между ними.

  3. Утвержденный ИУП и соглашение обязательны к исполнению для всех участников образовательного процесса.

  4. В ИУП обучающегося в рамках ИОТ включаются:

8.1. в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента на одном из предложенных уровней;

8.2. по выбору обучающегося элективные курсы.

  1. Учебная нагрузка обучающегося не должна превышать 37 часов в неделю.

  2. Аудиторная учебная нагрузка обучающихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между обучающимся, его родителями (законными представителями), тьютором и учителем и закрепляются ИУП и соглашением.


IV. Порядок формирования ИОТ обучающегося.

  1. Не позднее, чем за 10 дней до начала учебного года заключается договор об индивидуальной образовательной траектории и формируется ИУП каждого обучающегося по утвержденной форме.

  2. Изменения в индивидуальную образовательную траекторию могут вноситься при условии полного выполнения ИУП и графика контроля в конце первого полугодия по согласованию всех участников образовательного процесса.

  3. Проект ИОТ за личной подписью обучающегося, согласуется родителями (законными представителями) обучающихся, и подается на имя директора ОО не позднее 25 августа (или 25 декабря, в случае изменения ИУП).

  4. На основании проектов ИОТ администрация утверждает график изучения и контроля усвоения предмета или предметов, консультаций, формы учебной и внеучебной деятельности обучающегося.

V. Организация учебного процесса.

  1. Обучение в рамках индивидуальной образовательной траектории организуется по индивидуальному расписанию.

  2. Каждый обучающийся получает от администрации информацию о формах и расписании учебной и внеучебной деятельности по изучению предмета или предметов, периодичности и формах контроля знаний.

  3. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к контрольным мероприятиям, участие в урочной деятельности и другие формы организации образовательного процесса.

  4. На время самостоятельного изучения учебного материала, включенное в индивидуальное расписание, обучающийся обеспечивается рабочим местом в библиотеке или может работать дома по согласованию с учителем.


VI. Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

  1. Педагогическое сопровождение организуется с целью сопровождения процесса определения и корректировки обучающимися индивидуальных образовательных траекторий на старшей ступени обучения.

  2. Обучающийся посещает обязательные консультации в соответствии с расписанием.

  3. В случае принятия им решения об изменении ИУП или ИОТ в части обязательных предметов и обязательных предметов по выбору расписание консультаций, график контроля могут быть скорректированы.

  4. Обучающийся может получить внеплановую консультацию по собственной инициативе по предварительной договоренности с тьютором и заместителем директора по УВР.

VII. Права и обязанности участников образовательного процесса.

  1. ОО обязана:

  • предоставить каждому обучающемуся право выбора содержания образования и уровня его освоения в соответствии с запросами обучающихся и ресурсами, которыми обеспечена ОО;

  • предоставлять информацию, необходимую для принятия решения по ИУП и ИОТ;

  • обеспечить условия для освоения обучающимися согласованного ИУП и ИОТ;

  • обеспечить обучающимся педагогическое сопровождение формирования и корректировки ИУП и ИОТ;

  • информировать родителей обучающегося о процессе и результатах освоения ИУП.

  1. ОО имеет право:

  • проводить мониторинговые процедуры по исследованию эффективности обучения по ИУП;

  • в рамках педагогического сопровождения ИОТ давать рекомендации ученику по внесению изменений в ИОТ.

  1. Обучающийся имеет право:

  • формировать собственный ИУП и ИОТ;

  • своевременно получать от ОО информацию, необходимую для составления ИУП и ИОТ;

  • на дополнительные консультации в рамках педагогического сопровождения ИУП или ИОТ;

  • пользоваться всеми объектами школьной инфраструктуры для реализации ИОТ;

  • вносить изменения в ИОТ в установленном порядке.

  1. Обучающийся обязан:

  • добросовестно осваивать все предметы ИУП, выполнять все текущие и итоговые проверочные, контрольные задания строго по графику;

  • посещать занятия по индивидуальному расписанию, в случае необходимости согласовывать изменения с учителем по предмету, классным руководителем, родителями;

  • ликвидировать академические задолженности (если такие имеются) в установленном порядке.

  1. Прочие права и обязанности ОО и обучающихся, а также права и обязанности других участников образовательного процесса регулируются действующим законодательством и локальными актами, принятыми в ОО.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!