«Смысловое чтение – необходимое условие
развития метапредметных компетенций»
Фомина Елена Юрьевна, г. Новокузнецк, Кемеровской области, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 235», учитель начальных классов, [email protected].
В этой статье рассматривается важность и необходимость обучения чтению. Целью статьи является исследование нового понятия – смысловое чтение. Автор уделяет особое внимание важности понимания читающими смысла прочитанного текста. Основные понятия: смысловое чтение, работа с текстом, просмотровое, изучающее (аналитическое) и поисковое чтение.
Многие школьники сейчас растут в компьютерном мире и поэтому не могут понять и передать смысл и суть литературного произведения, задания, поэтому особенно значительна сейчас проблема понимания текста.
Читать – значить понимать, рассуждать, мыслить над текстом, использовать его для достижения поставленной цели, постигать что-то новое, расти и принимать участие в жизни общества.
Новым ФГОС установлены требования к результатам обучения, которые должны изменить содержание обучения исходя из принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня педагог является автором новых заданий и ситуаций, которые направлены на применение общих способов работы и создание учениками новых результатов в овладении знаниями. Преподаватель должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Объединяющей частью всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться наиболее благоприятного результата.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в изучении учащимися алфавита и техники чтения. Появилось новое понятие — смысловое чтение.
Смысловое чтение — вид чтения, которое обращено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо оценить информацию, проявить свое отношение к содержанию.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, раскрывается в ходе чтения и продолжается в рассуждениях о прочитанном.
Психологи считают, что в ходе понимания текста, объединяются внимание, память, воображение, мышление, эмоции, воля, интересы и установки читателя. Поэтому одной из главных психологических задач обучения смысловому чтению является активизация психических процессов учащегося при работе с текстом.
Очень важно развивать у учащихся умение читать тексты с разным уровнем понимания заключенной в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
с выборкой необходимо значимой информации (поисковое);
с критическим пониманием информации.
На сегодняшний день очень важно воспитать грамотного читателя. Важным методом формирования читательской грамотности является тактика подхода к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, которое является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования. Компоненты смыслового чтения отражаются в системе всех универсальных учебных действий:
в личностные универсальные учебные действия входят побуждение к чтению, осознание смысла учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные универсальные учебные действия — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные универсальные учебные действия — умение логически размышлять, анализ и синтез, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, обогащение словаря;
в коммуникативные универсальные учебные действия — умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение обеспечивать социальную информированность и учет мнения других людей, выражать предметное содержание, умение создавать устные и письменные суждения.
Освоение всех видов чтения является как абсолютным умением читать, так и простотой перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Можно предложить следующие виды работ для учащихся на уроках литературного чтения, чтобы определить понимание смыслового содержания текста:
Игра «Собери пословицы» (разрезанные пословицы по словам, словосочетаниям).
Игра «Собери разрезанные картинки» (10 частей).
Выучи стихотворение с помощью пиктограммы тремя способами:
на слух;
визуально (пиктограмма);
самостоятельным чтением.
Список использованной литературы:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Логвина И., Рожественская Л. Формирование навыков функционального чтения: книга для учителя. – Тарту, 2012.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: 2001.
