СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение – необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассматривается важность и необходимость обучения чтению.  Целью статьи является исследование нового понятия – смысловое чтение. Автор уделяет особое внимание важности понимания читающими смысла прочитанного текста.

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение – необходимое условие развития метапредметных компетенций»»

«Смысловое чтение – необходимое условие

развития метапредметных компетенций»



Фомина Елена Юрьевна, г. Новокузнецк, Кемеровской области, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 235», учитель начальных классов, [email protected].



В этой статье рассматривается важность и необходимость обучения чтению. Целью статьи является исследование нового понятия – смысловое чтение. Автор уделяет особое внимание важности понимания читающими смысла прочитанного текста. Основные понятия: смысловое чтение, работа с текстом, просмотровое, изучающее (аналитическое) и поисковое чтение.



Многие школьники сейчас растут в компьютерном мире и поэтому не могут понять и передать смысл и суть литературного произведения, задания, поэтому особенно значительна сейчас проблема понимания текста.

Читать – значить понимать, рассуждать, мыслить над текстом, использовать его для достижения поставленной цели, постигать что-то новое, расти и принимать участие в жизни общества.

Новым ФГОС установлены требования к результатам обучения, которые должны изменить содержание обучения исходя из принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня педагог является автором новых заданий и ситуаций, которые направлены на применение общих способов работы и создание учениками новых результатов в овладении знаниями. Преподаватель должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Объединяющей частью всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться наиболее благоприятного результата.

В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в изучении учащимися алфавита и техники чтения. Появилось новое понятие — смысловое чтение.

Смысловое чтение — вид чтения, которое обращено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо оценить информацию, проявить свое отношение к содержанию.

При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, раскрывается в ходе чтения и продолжается в рассуждениях о прочитанном.

Психологи считают, что в ходе понимания текста, объединяются внимание, память, воображение, мышление, эмоции, воля, интересы и установки читателя. Поэтому одной из главных психологических задач обучения смысловому чтению является активизация психических процессов учащегося при работе с текстом.

Очень важно развивать у учащихся умение читать тексты с разным уровнем понимания заключенной в них информации:

  • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);

  • с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);

  • с выборкой необходимо значимой информации (поисковое);

  • с критическим пониманием информации.

На сегодняшний день очень важно воспитать грамотного читателя. Важным методом формирования читательской грамотности является тактика подхода к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, которое является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования. Компоненты смыслового чтения отражаются в системе всех универсальных учебных действий:

  • в личностные универсальные учебные действия входят побуждение к чтению, осознание смысла учения, отношение к себе и к школе;

  • в регулятивные универсальные учебные действия — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • в познавательные универсальные учебные действия — умение логически размышлять, анализ и синтез, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, обогащение словаря;

  • в коммуникативные универсальные учебные действия — умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение обеспечивать социальную информированность и учет мнения других людей, выражать предметное содержание, умение создавать устные и письменные суждения.

Освоение всех видов чтения является как абсолютным умением читать, так и простотой перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Можно предложить следующие виды работ для учащихся на уроках литературного чтения, чтобы определить понимание смыслового содержания текста:

  1. Игра «Собери пословицы» (разрезанные пословицы по словам, словосочетаниям).

  1. Игра «Собери разрезанные картинки» (10 частей).

  1. Выучи стихотворение с помощью пиктограммы тремя способами:

на слух;

визуально (пиктограмма);

самостоятельным чтением.



Список использованной литературы:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Логвина И., Рожественская Л. Формирование навыков функционального чтения: книга для учителя. – Тарту, 2012.

3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: 2001.