Статья «Исследовательские умения у младших школьников»
Автор: Н.А. Крячко, педагог-психолог.
Одной из глобальных задач нашего государства является, обеспечение высокого уровня образования для подрастающего поколения, способного владеть современными инновационными техниками и технологиями в области науки и производства. Научно-исследовательская, проектная деятельность развивается в стране не на должном уровне. Поэтому одной из задач конкретно начального образования является привить навыки исследовательских умений, научить ребят выполнять проекты совместно с учителем.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, прописаны требования к порядку образовательной деятельности. Необходимо обеспечить обучающихся следующими навыками: развитие представлений о высоком уровне научно-технологического прогресса страны; овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни; повышение их уровня развития исследовательских умений. Поэтому государство уделяет огромное внимание образованию, направленному на развитие исследовательских умений у младших школьников.
Учитель начальных классов для обеспечения одной из глобальных задач государства, должен сам в совершенстве владеть проектно-исследовательской деятельностью, чтобы на должном уровне привить навыки исследовательских умений ребятам, мотивировать на данную деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность (ПИД) является формой организации обучающего процесса с начальной школы, что способствует активизации познавательной деятельности младших школьников и приносит им удовлетворение от полученного результата, творческого продукта.
Под проектно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, проектной или исследовательской задач с заранее неизвестным решением.
Проектно-исследовательская деятельность возможна только при взаимодействии учителя-тьютера и ученика, как участника, так и организатора совместной образовательной деятельности.
Проанализируем мнение разных авторов. А теперь рассмотрим еще одно ключевое понятие - исследовательские умения, это:
- «Совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность» [3, с.82];
- «Исследовательские умения – это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном материале» [1, c. 85];
- «Исследовательские умения – это такие интеллектуальные и практические умения, которые подразумевают выбор и применение приемов и методов исследования на доступном младших школьникам уровне, соответствие этапам учебного исследования, направленность на проведение самостоятельного исследования или его части [2, с.428].
Таким образом, исследовав и проанализировав рассматриваемые понятия, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность – это совместное творчество учителя и ученика, которая помогает активизации познавательной деятельности, вовлекает в поиск решения проблемных вопросов, актуализирует знания, вырабатывает навыки анализа, синтеза, умения делать выводы, обобщать, и представлять результаты своего труда.
Список используемой литературы
Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2018. № 2. C. 85-103.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. 528 с.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008. 112 с.