2 | Мотивация | Ребята, давайте вспомним, какие системы органов мы уже изучили. Хорошо. То есть мы изучали разнообразные системы органов и разные процессы, происходящие в человеческом организме. Ребята, у нас есть еще один необычный орган, именно нем и поговорим сегодня. Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождем, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и ее можно было бы носить хоть сто лет. И такая одежда существует. Какая «одежда» не промокает, но пропускает воздух и ее можно носить 100 лет? Правильно. Это наша кожа. А теперь попытайтесь сформулировать сегодняшнюю тему урока и запишите ее в тетрадь. Теперь сформулируем цели и задачи урока. Будем стремиться достичь целей и выполнить все поставленные задачи. | Звучат ответы: «Дыхательная», «Пищеварительная», «Сердечно-сосудистая», «Выделительная», «Опорно-двигательная». Догадываются, поднимают руки: «Это кожа». Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи. | Познавательные: выделение и формирование цели урока; Регулятивные: анализ условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 4 мин |
3 | Актуализация знаний | Учитель демонстрирует карточки с изображениями ранее изученных органов и предлагает ученикам называть их, упоминая также об их функциях. Давайте подумаем, где находятся все эти органы? Правильно. Но эти органы не могли бы выполнять названные вами функции, если бы не кожа. Почему? Верно. То есть мы уже выяснили одну из главных функций кожи - защитную. Но у кожи очень много разных функций. Давайте подумаем, какие еще функции выполняет этот удивительный орган. Хорошо. Давайте систематизируем ваши ответы и запишем функции кожи в тетради. | Ученики смотрят на карточки и называют органы и их функции. Звучат ответы: «Внутри организма», «Внутри тела» и т.п. Отвечают: «Она их защищает». Звучат варианты: «Выделяет пот», «Имеет рецепторы», «Через нее поступает кислород» и т.п. Записывают в тетрадях функции кожи: Защитная (от механических повреждений, проникновения микробов в организм и излишнего ультрафиолета) Дыхательная (проникает кислород и выделяется углекислый газ) Выделительная (выделяются излишки воды и избыток солей, продукты азотистого обмена) Терморегуляционная (излучение тепла, испарение пота) Рецепторная (обеспечивает тактильную, болевую и температурную чувствительность) Метаболическая (синтез и накопление витамина D) и др. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, аргументировать ответ, умение исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников, правильно формулировать мысли. Регулятивные: умение выявлять сходства и различия. | 9 мин |
5 | Усвоение новых знаний. | Ребята, кожа — самый большой орган человеческого тела: она занимает площадь 1,5-2 м.кв. Масса кожи человека составляет около 5% от массы тела. Толщина колеблется от 0,5 мм на внутренних поверхностях предплечий и веках, где она самая тонкая, до 5 мм на подошвах ног, где она самая толстая. Ну а теперь рассмотрим строение кожи с помощью муляжа и рисунка (Приложение 1). В коже три основных слоя: !. Внешний слой — эпидермис; 2. Средний слой — дерма; 3. Внутренний — гиподерма (подкожная жировая клетчатка). (Учитель рассказывает, демонстрируя указанные компоненты кожи на рисунке и муляже) Эпидермис — эпителиальный поверхностный отдел кожи, его верхний слой представлен мертвыми клетками, а нижний – живыми. Здесь расположены меланоциты – клетки, содержащие пигмент – меланин, синтез которого усиливается при воздействии солнечных лучей (образуется загар). Под эпидермисом расположена дерма (собственно кожа), в которой можно обнаружить потовые и сальные железы, а также волосяные фолликулы. В дерме расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервы, мышечные волокна. Подкожная жировая клетчатка образуется из соединительнотканных фиброзных тяжей, которые образуют ячейки, наполняющиеся жировой тканью. В фиброзных тяжах располагаются лимфатические сосуды, нервы, малые артерии, венулы и артериолы. Слой подкожной жировой клетчатки обуславливает подвижность и тургор кожи, принимает участие в жировом обмене организма, является жировым депо и амортизатором внешних механических воздействий. А теперь выясним особенности производных кожи. Ребята, посмотрите на ваши руки. Чем покрыты концевые фаланги пальцев? Правильно. Ногти - производные эпидермиса, представляющие собой выпуклые роговые пластинки, расположенные в ногтевом ложе. Ногтевое ложе состоит из росткового эпителия и соединительной ткани, богато нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Рост ногтя происходит за счет деления клеток росткового эпителия. А теперь обратите внимание на ваши волосы. Как вы думаете, какова была их роль в древности? Верно. Но у современного человека они практически не выполняют эту функцию, правда сохранился отголосок реакции распушения шерсти. В виде чего она проявляется? Отлично. Ребята, волос - производное эпидермиса, состоящее из корня и стержня. Корень волоса заканчивается волосяной луковицей, в которую снизу входит волосяной сосочек с сосудами и нервами. Рост волос происходит за счет деления клеток волосяной луковицы. Снаружи корень волоса окружен волосяной сумкой, к которой крепится мышца, поднимающая волос. | Слушают рассказ учителя, смотрят на муляжи и рисунки. Отвечают: «Ногтями». Слушают учителя. Догадываются: «Они нужны для тепла» Высказываются: «В виде мурашек», «На холоде или при испуге образуются мурашки». Слушают учителя. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью наглядных пособий; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и в группах с одноклассниками; постанов-ка вопросов. Регулятивные: самонаблюдение, самоанализ, | 15 мин |
6 | Закрепление новых знаний | Мы выяснили основные особенности строения и функций кожи, а также познакомились с ее производными. Попробуем закрепить изученное. Вас ждет работа в группах. Каждая из трех групп будет работать над заполнением пропусков. Перед вами разные карточки, вы должны заполнить пропуски так, чтобы получились правильные предложения. Победит та команда, которая выполнит задание быстрее всех и с меньшим количеством ошибок (Приложение 2). Все молодцы, но наши поздравления команде-победителю! | Работают над групповым заданием, оглашают результаты его выполнения, исправляют ошибки друг друга, осуществляя взаимоконтроль, определяют команду победителя. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение воспроизводить по памяти необходимую информацию, Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; выявление главного. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. | 5 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок. | Итак, ребята, подведем итоги. Что мы изучали на уроке? В чем состоят особенности каждого слоя кожи? Назовите основные функции кожи Какие образования являются производными кожи? А теперь в бланках, которые лежат перед вами, напишите: Что вам запомнилось лучше всего? Какой момент темы показался самым трудным? Легким? Самым интересным? Как вы думаете, где можно применить информацию, полученную на уроке? Понравился ли вам урок? И, наконец, выставляем оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют бланки рефлексии. Получают оценки. | Познавательные: закрепление изученного, выявление сложностей при изучении темы. Регулятивные: контроль в форме сравнения результата урока с его целью, осознание качества и уровня усвоения новой информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; аргументировать ответ, умение планировать учебное сотрудничество в группах.. | 3 мин |