Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол ___от _________ | | «Утверждено» Директор МБОУ ООШ с.Вадинск _____________ / Беспалов С.А/. Приказ № ______от ____________ |
Рабочая программа
по физической культуре
8-9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 8 – 9 классов разработана на основе образовательной программы основного общего образования по физической культуре (8-9 классы) МБОУ ООШ с.Вадинск.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с образовательной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития детей.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная деятельность. В соответствии со структурой двигательной деятельности программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и её развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной активности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся на самостоятельные занятия физической культурой.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объёму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Это раздел включает в себя несколько тем:
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей и технической подготовки из базовых видов спорта: гимнастики с основами акробатики, лёгкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи осуществляется посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» включает в себя физические упражнения на развитие физических качеств. Предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего качества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “физическая культура”.
Содержание учебного предмета “Физическая культура” направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках собразовательно-познавательной направленностью обучающихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
- небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—6 мин), в которую можно включать как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения;
- необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами;
- зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной обучающимися в его основной части, но не более 6—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок. На этих уроках обучающиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
- планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
- планирование физических упражнений в соответствии с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой должна быть не менее10 – 12 минут, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм обучающихся, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние обучающихся. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 30 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у обучающихся двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных обучающимися упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние обучающихся.
В заключительной части урока (от 3 до 5 минут) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков являются:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
- сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты, силы, выносливости;
- более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения обучающимися значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает обучающихся в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности обучающихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и здоровьем.
Развитию самостоятельности в среднем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные обучающимися на уроках физической культуры
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
Соотнесенность с базисным учебным планом школы
Направленность на реализацию принципа вариативности
Объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности
Учебное содержание каждого из разделов программы излагаются в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной – рекреационной направленностью. Слагаемыми физической культуры являются крепкое здоровье,.хорошее физическое развитие., оптимальный уровень двигательных способностей,знания и навыки в области физической культуры.
Задачи учебной программы:
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию.Расширение двигательного опыта
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Совершенствование функциональных возможностей организма .Развитие двигательных способностей.
Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии
Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии, гигиены, профилактики травматизма, коррекции осанки.
Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Результаты обучения
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
Историческое развитие физической культуры в России.
Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательных действий и воспитания физических качеств.
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращение и энергообеспечение при мышечных нагрузках.
Возрастные особенности развития физических качеств.
Психофункциональные особенности собственного организма.
Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации.
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма
Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью
повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
При выполнении минимальных требований к уровню подготовленности обучающиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины специальных знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
ОЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что обучающиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Обучающийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их обучающимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ (УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ)
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
ОЦЕНКА УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оценка «5» — обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Оценка «4» — имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3» — обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.
Место предмета в учебном плане филиала МБОУ ООШ с.Вадинск
в с.Тат-Лака
Рабочая программа для 8 - 9 классов рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом филиала МБОУ ООШ с.Вадинск в с.Тат-Лака.
Тематическое планирование
8 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Легкая атлетика (20ч.) | |
1 | Правила по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт и стартовый разгон. | 1 | | |
2 | Низкий старт и стартовый разгон. | 1 | | |
3 | Бег 60м. | 3 | | |
4 | Челночный бег 3х10. | 3 | | |
5 | 6 мин бег. | 3 | | |
6 | Бег 2000м. | 4 | | |
7 | Прыжки в длину с места. | 1 | | |
8 | Прыжки в длину с разбега. | 2 | | |
9 | Метание мяча 150 г с разбега. | 2 | | |
Футбол (7 ч.) | |
10 | Правила по технике безопасности на занятиях по футболу. Овладение техникой ударов по воротам. Игра по упрощенным правилам. | 2 | | |
11 | Овладение техникой защиты. Игра по упрощенным правилам. | 2 | | |
12 | Игра по упрощенным правилам. | 3 | | |
Гимнастика (15 ч.) | |
13 | Правила безопасности на уроках гимнастики. Команда "Прямо!". | 1 | | |
14 | Повороты в движении. Подтягивание (мал). Отжимание (дев). | 1 2 | | |
15 | Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мал). Кувырок вперед и назад. | 1 | | |
16 | Кувырок вперед и назад. | 1 | | |
| Упражнение с обручами. | 1 | | |
17 | Кувырок вперед и назад. Длинный кувырок. | 1 | | |
18 | Длинный кувырок. "Мост" и поворот в упор стоя на одном колене (дев). | 1 | | |
19 | Стойка на голове и руках (мал). "Мост" и поворот в упор стоя на одном колене (дев). | 2 | | |
20 | Лазанье по канату на скорость. Элементы единоборства. | 2 | | |
21 | Приемы борьбы за выгодное положение, борьба за предмет. | 1 | | |
22 | Подвижные игры с элементами единоборства. | 1 | | |
Баскетбол (6 ч.) | |
23 | Правила по технике безопасности на занятиях по баскетболу. Бросок мяча по кольцу после ведения. Игры в баскетбол. | 2 | | |
24 | Штрафной бросок. Игры в баскетбол. | 2 | | |
25 | Игры в баскетбол. | 2 | | |
Лыжная подготовка (22 ч.) | |
26 | Правила по технике безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 1 | | |
27 | Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 4 км | 4 | | |
28 | Прохождение дистанции до 4 км | 1 | | |
29 | Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 5 | | |
30 | Прохождение дистанции до 4 км. | 2 | | |
31 | Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 5 | | |
32 | Гонка на дистанцию 1-3 км. | 2 | | |
33 | Прохождение дистанции до 4 км. | 2 | | |
Волейбол (8 ч.) | |
34 | Правила по технике безопасности на занятиях по волейболу. Передача мяча над собой. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
35 | Отбивание мяча кулаком через сетку. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
36 | Нижняя прямая подача мяча, прием подачи. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
37 | Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
Легкая атлетика (16ч.) | |
38 | Правила безопасности на уроках по легкой атлетике. Низкий старт и разгон. | 1 | | |
39 | Особенности спортивных мероприятий. Низкий старт и разгон. | 1 | | |
40 | Единая всероссийская спортивная классификация. Бег 60 м с низким стартом. | 3 | | |
41 | Содержание современных зимних Олимпийских игр. Прыжки в длину с разбега. | 1 | | |
42 | Паралимпийское движение. Прыжки через коня. | 1 | | |
43 | Основы самостоятельных занятий спортом. Челночный бег 3х10. | 3 | | |
44 | Требования, предъявляемые к занимающимся спортом в зимних условиях. 6 мин бег. | 3 | | |
45 | Возрастные и индивидуальные особенности психологии личности в спорте. Бег 2000 м. | 3 | | |
Футбол (8 ч.) | |
46 | Правила по технике безопасности на занятиях по футболу. Закрепление владения мячом. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
47 | Закрепление техники перемещения и владения мячом. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
48 | Освоение тактики игры. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
49 | Спортивные ритуалы в различных видах спорта. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
| ИТОГО: | 102 | | |
Тематическое планирование
9 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Легкая атлетика (20ч.) | |
1 | Правила по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт и стартовый разгон. | 1 | | |
2 | Низкий старт и стартовый разгон. | 1 | | |
3 | Бег 60м. | 3 | | |
4 | Челночный бег 3х10. | 3 | | |
5 | 6 мин бег. | 3 | | |
6 | Бег 2000м. | 4 | | |
7 | Прыжки в длину с разбега. | 3 | | |
8 | Метание мяча 150 г с разбега. | 2 | | |
Футбол (7 ч.) | |
9 | Правила по технике безопасности на занятиях по футболу. Овладение техникой ударов по воротам. Игра по упрощенным правилам. | 2 | | |
10 | Овладение техникой защиты. Игра по упрощенным правилам. | 2 | | |
11 | Игра по упрощенным правилам. | 3 | | |
Гимнастика (15 ч.) | |
12 | Правила безопасности на уроках гимнастики. Повороты в движении. | 1 | | |
13 | Повороты в движении. | 1 | | |
14 | Подтягивание (мал). Отжимание (дев). | 1 | | |
15 | Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мал). Кувырок вперед и назад. | 2 | | |
16 | Кувырок вперед и назад. | 2 | | |
17 | Длинный кувырок. | 1 | | |
18 | Длинный кувырок. "Мост" и поворот в упор стоя на одном колене (дев). | 1 | | |
19 | Стойка на голове и руках (мал). "Мост" и поворот в упор стоя на одном колене (дев). | 2 | | |
20 | Лазанье по канату на скорость. Элементы единоборства. | 2 | | |
21 | Приемы борьбы за выгодное положение, борьба за предмет. | 1 | | |
22 | Подвижные игры с элементами единоборства. Правила и организация соревнований по гимнастике. | 1 | | |
Баскетбол (6 ч.) | |
23 | Правила по технике безопасности на занятиях по баскетболу. Бросок мяча по кольцу после ведения. Игры в баскетбол. | 2 | | |
24 | Штрафной бросок. Игры в баскетбол. | 2 | | |
25 | Игры в баскетбол. | 2 | | |
Лыжная подготовка (22 ч.) | |
26 | Правила по технике безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 1 | | |
27 | Одновременный одношажный ход. Прохождение дистанции до 4 км | 4 | | |
28 | Прохождение дистанции до 4 км. | 1 | | |
29 | Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 5 | | |
30 | Прохождение дистанции до 4 км. | 2 | | |
31 | Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 4 км. | 5 | | |
32 | Гонка на дистанцию 1-3 км. | 2 | | |
33 | Прохождение дистанции до 4 км. | 2 | | |
Волейбол (8 ч.) | |
34 | Правила по технике безопасности на занятиях по волейболу. Передача мяча над собой. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
35 | Отбивание мяча кулаком через сетку. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
36 | Нижняя и верхняя подачи мяча, прием подачи. Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
37 | Учебная игра в волейбол. | 2 | | |
Легкая атлетика (16ч.) | |
38 | Правила безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт и разгон. | 1 | | |
39 | Техника безопасности при занятиях экстремальными видами спорта. Низкий старт и разгон. | 1 | | |
40 | Общие правила и организация соревнований в единоборствах. Бег 60 м с низким стартом. | 3 | | |
41 | Принцип подхода выбора вида спорта для Олимпийских игр. Прыжки в длину с разбега. | 1 | | |
42 | Циклические виды спорта и их особенности. Прыжки через коня. | 1 | | |
43 | Психологический аспект спортивных достижений. Челночный бег 3х10. | 3 | | |
44 | Спортивная составляющая соревнований разного уровня. 6 мин бег. | 3 | | |
45 | Антидопинговая комиссия: цели и задачи. Бег 2000 м. | 3 | | |
Футбол (8 ч.) | |
46 | Правила по технике безопасности на занятиях по футболу. Закрепление владения мячом. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
47 | Тренерство. Закрепление техники перемещения и владения мячом. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
48 | Структура олимпийского движения. Освоение тактики игры. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
49 | Спорт против расизма. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 2 | | |
| ИТОГО: | 102 | | |
Cодержание учебной программы
№ | Название темы | Количество часов |
|
6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Основы знаний о физкультурной деятельности | 22 | 24 | 26 | 26 |
2 | Способы физкультурной деятельности | 90 | 88 | 86 | 86 |
2.1 | Практические умения и навыки | 18 | 20 | 22 | 22 |
2.2 | Двигательные действия | 32 | 30 | 28 | 28 |
2.3 | О.Р.У. | 20 | 18 | 16 | 16 |
2.4 | Специально развивающие упр. | 20 | 22 | 24 | 24 |
| всего | 102 | 102 | 102 | 102 |
| | | | | |
Содержание программы
8 класс
Основы знаний Цель и задачи основных направлений физической культуры в обществе (оздоровительно-рекреационное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное и спортивное, направленность их содержания и формы организации). Цель и задачи подготовки к трудовой и военной деятельности средствами физической культуры, связь с общей и специальной физической подготовкой. Физические качества (понятие нагрузки и отдыха; основы планирования занятий и циклов занятий). Способы деятельности Занятия туризмом (основы организации и подготовки к походу). Тестирование физической работоспособности. Оказание доврачебной помощи при кровотечении, легких и глубоких ранах.
Физическое совершенствование
Общая физическая подготовка .
Гимнастика с основами акробатики: Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове и руках, упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь, прыжком упор присев; (девушки): из положения стоя «мост» поворот в упор, стоя на правом (левом) колене упор присев кувырок вперед, кувырок назад в стойку на лопатках, переворот назад в упор присев. Упражнения с обручами. Способы передвижения. Гимнастическая комбинация на средней перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади, вис на подколенях; совершенствование ранее разученных упражнений. Упражнения на брусьях (юноши): махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; (девушки): отжимание от гимнастической скамейки. Совершенствование техники ранее разученных акробатических и гимнастических упражнений. Лыжные гонки. Безшажных ход. Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Совершенствование техники ранее освоенных способов передвижения на лыжах. Легкая атлетика: Прыжок с разбега и с места.прыжок через коня. Кроссовый бег. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, передвижения на руках в висе, лазанием и перелазанием. Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений. Спортивные игры: Технические действия с мячом и без мяча из спортивных игр футбол, волейбол.баскетбол. Игра по упрощенным правилам. Комплексы общеразвивающих упражнений.
Технико-тактические действия в избранном виде спорта
Гимнастика с основами акробатики: Акробатические упражнения: переворот боком из прямой и боковой стойки. Акробатическая комбинация: ритмические и стилистически связанных элементов акробатики, хореографии, движений типа «зарядки» и танцев. Комбинация на гимнастической перекладине (юноши): из виса стоя силой-махом подъем переворотом назад в упор, перемах одной в упор верхом, перехват вхват снизу, оборот вперед верхом, перемах одной в упор сзади, поворот кругом в упор хватом сверху, махом назад соскок с поворотом на 90* в стойку боком к снаряду. Гимнастическая комбинация на брусьях (юноши): из упора на предплечьях, размахивая подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах вовнутрь, размахивание в упоре, соскок махом вперед; (девушки): из упора стоя лицом внутрь на нижней жерди махом-силой подъем переворотом назад, перехват из виса лежа на нижней жерди хватом за верхнюю жердь, со скрестным перехватом рук поворот кругом в вис лежа сзади на нижней жерди, круги одной (двумя) ногами над нижней жердью, сед на бедре, соскок. Совершенствование техники ранее разученных акробатических и гимнастических упражнений Лыжные гонки: Преодоление крутых подъемов бегом на лыжах (техника произвольная). Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Совершенствование техники ранее освоенных способов передвижения на лыжах. Легкая атлетика: Бег на короткие и длинные дистанции. Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений. Волейбол: совершенствование технических действий без мяча и с мячом, тактических действий в игре по правилам. Футбол: совершенствование технических действий без мяча и с мячом, тактических действий в игре по правилам. Баскетбол: Технические действия без мяча и с мячом.
9 класс
Основы знаний Массаж и самомассаж (цель, задачи и формы организации; основные способы и приемы массажа). Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом. Способы деятельности Занятия туризмом (организация мест стоянок, и установка туристической палатки). Техника приемов массажа. Оказание доврачебной помощи при ушибах.
Физическое совершенствование
Общая физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: Акробатические упражнения (юноши): длинные кувырки вперед с разбега (выполняется слитно по 3-4 кувырка), стойка на голове и руках силой из упора присев. Упражнения на высокой перекладине (юноши) из размахивания подъем разгибом, в упоре перемах левой (правой) вперед, назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись. Гимнастическая комбинация на брусьях (юноши): подъем в упор с прыжка, махом вперед в сед ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах вовнутрь, соскок махом вперед (назад) удерживаясь рукой за жердь; (девушки) отжимание от гимнастической скамейки. Совершенствование техники ранее разученных акробатических и гимнастических упражнений. Легкая атлетика:Совершенствование техники ранее разученных легкоатлетических упражнений. Спортивные игры: Технические действия с мячом и без мяча из спортивных игр: футбол, волейбол, баскетбол. Игра по правилам. Комплексы общеразвивающих упражнений.
Технико-тактические действия в избранном виде спорта
Гимнастика с основами акробатики: Акробатическая комбинация из освоенных ранее акробатических упражнений (юноши, девушки). Гимнастические комбинации на перекладине (юноши), составленные из освоенных ранее упражнений. Опорный прыжок: через гимнастического коня вдоль (юноши) и поперек, способом согнув ноги (девушки). Совершенствование техники ранее освоенных акробатических и гимнастических упражнений. Лыжные гонки. Совершенствование техники ранее освоенных способов передвижения на лыжах. Легкая атлетика: Совершенствование техники освоенных ранее легкоатлетических упражнений. Волейбол: совершенствование технических действий с мячом, тактических действий в игре по правилам. Футбол: совершенствование технических действий с мячом, тактических действий в игре по правилам. Баскетбол: Технические действия без мяча и с мячом . Совершенствование техники ранее разученных навыков спортивных игр. Комплексы упражнения специальной физической и технической подготовки.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
В результате освоения курса обучения выпускники должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры: Уметь объяснять:
- роль и значение физической культуры в развитии человека и общества;
- взаимосвязь занятий физической культурой с процессом биологического созревания организма;
- потребность в систематических занятиях физической культурой и необходимость ведения здорового образа жизни:
- значение социальной и природной среды в сохранении здоровья человека.
Характеризовать особенности:
- планирования индивидуальных занятий и контроля их выполнения;
- обучения и самообучения двигательным действиям;
- развития физических способностей.
Соблюдать правила:
- личной гигиены и закаливания организма;
- организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи.
Проводить:
- самостоятельные занятия и тренировки;
- контроль физической работоспособности, уровня физического развития;
- упражнения по профилактике и коррекции отклонений в состоянии здоровья;
- занятия оздоровительной направленности с группой обучающихся.
Определять:
- уровни физического развития и двигательной подготовленности;
- дозировку физической нагрузки;
- физическую работоспособность;
Демонстрировать физические способности:
- скоростные;
- силовые;
- скоростно-силовые;
- выносливости, гибкости, координации.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Методические рекомендации. / ИПКиПРО Волгоград 2005. – 42 с.
2.Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету. / ИПКиПРО Волгоград 2006. – 36 с.
3.Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.
4.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
5.Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.
6.Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного урока физической культуры /ИПКиПРО Волгоград 2005. – 75 с.
7.Примерные программы по учебному предмету федерального базисного учебного плана «Физическая культура» /ИПКиПРО Волгоград 2005. – 34 с.
8.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре /ИПКиПРО Волгоград, 2004. – 24 с.
9.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студентов высших учеб заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом «Академия», 2001. – 480 с.