СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии речевого развития детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии речевого развития детей»

Технологии речевого развития детей

В ФГОС ДО определенные направления развития и образования детей, в частности такая образовательная область как «речевое развитие», где важное внимание уделяется:

  • овладению речью как средством общения и культуры;

  • обогащению активного словаря;

  • развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитию речевого творчества;

  • развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомству с книжной культурой, детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью педагогической деятельности по развитию речи в ДОО является систематическая, планомерная работа над ее содержанием, последовательностью, осознанным выбором у ребенка речевых и языковых средств, правильностью произношения ребенком звуков и слов родного языка.

Задачи работы ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста:

- формирование у дошкольников грамматического строя речи,

- развитие связной диалогической и монологической речи,

- воспитание звуковой культуры речи,

- лексическое развитие,

- подготовка дошкольников к освоению грамоты.




Технологии воспитания у детей звуковой культуры речи (Г.А. Тумакова, А.И. Максаков, А.В. Гвоздев, М.В. Фомичева)

Понятие звуковой культуры речи включает:

1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее).

2. Элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и другое), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты).

3. Элементы культуры речевого обращения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки процессе разговора).


Технологии развития связной речи

(Монологическая: Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, В.И. Яшина, Е.М. Струнина

Диалогическая: Э.П. Короткова, А.Г. Арушанова, Е.О. Смирнова, Н. Ф. Виноградова, О.С. Ушакова, И.И. Лосева)


Методы развития диалогической речи:

1. Разговор воспитателя с детьми. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально исходя из интересов ребенка и целей его воспитания и обучения.

2. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Словесные поручения. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо или усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов на составление диалога по речевой ситуации.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Все навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): «Факты», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.

6. Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа – это целенаправленный и заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, пробуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов.



Технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению (А.Е. Журова, Д.Б. Эльконин, Г.М. Тумакова, М.И. Кузнецова, Л.А.Ефросинина)

Подготовка дошкольников к обучению грамоте построена на последовательном, поэтапном обучении детей: 1) звуковому и звуко - буквенному анализу; 2) навыкам чтения, 3) подготовке руки ребенка к письму.