Технологии речевого развития детей
В ФГОС ДО определенные направления развития и образования детей, в частности такая образовательная область как «речевое развитие», где важное внимание уделяется:
овладению речью как средством общения и культуры;
обогащению активного словаря;
развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитию речевого творчества;
развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомству с книжной культурой, детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы;
формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целью педагогической деятельности по развитию речи в ДОО является систематическая, планомерная работа над ее содержанием, последовательностью, осознанным выбором у ребенка речевых и языковых средств, правильностью произношения ребенком звуков и слов родного языка.
Задачи работы ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста:
- формирование у дошкольников грамматического строя речи,
- развитие связной диалогической и монологической речи,
- воспитание звуковой культуры речи,
- лексическое развитие,
- подготовка дошкольников к освоению грамоты.
Технологии воспитания у детей звуковой культуры речи (Г.А. Тумакова, А.И. Максаков, А.В. Гвоздев, М.В. Фомичева)
Понятие звуковой культуры речи включает:
1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее).
2. Элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и другое), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты).
3. Элементы культуры речевого обращения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки процессе разговора).
Технологии развития связной речи
(Монологическая: Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, В.И. Яшина, Е.М. Струнина
Диалогическая: Э.П. Короткова, А.Г. Арушанова, Е.О. Смирнова, Н. Ф. Виноградова, О.С. Ушакова, И.И. Лосева)
Методы развития диалогической речи:
1. Разговор воспитателя с детьми. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально исходя из интересов ребенка и целей его воспитания и обучения.
2. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
3. Словесные поручения. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо или усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.
4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов на составление диалога по речевой ситуации.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Все навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.
5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): «Факты», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"» и др.
Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.
6. Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа – это целенаправленный и заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, пробуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов.
Технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению (А.Е. Журова, Д.Б. Эльконин, Г.М. Тумакова, М.И. Кузнецова, Л.А.Ефросинина)
Подготовка дошкольников к обучению грамоте построена на последовательном, поэтапном обучении детей: 1) звуковому и звуко - буквенному анализу; 2) навыкам чтения, 3) подготовке руки ребенка к письму.