СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его признаки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст и его признаки»

Текст и его признаки

Первый этап урока

Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.

Практическая работа

Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Назовите свойства текста, которые обнаружили.

(Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста.)

Задание 1

А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!

Б. Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.

В . В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

Г. Мальчик послушался отца.

Д. Не разоряй гнезда, сказал мальчику отец, весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

(По К.Д. Ушинскому)

Задание 2. 

А. Он состоял из двух высушенных тыкв, которые соединялись туго натянутой бечевкой.

Б. Слышали ли вы о переговорном устройстве, которое существовало более тысячи лет назад?

В. Вряд ли это устройство могло передавать человеческую речь, но зато переговариваться с его помощью условными стуками можно было вполне.

Г. Правда, этот примитивный «телефон» ничего общего не имел с современным.

Задание 3. Текст ли это? Чего недостает данному фрагменту, чтобы стать текстом?

Запишите выявленные свойства текста. (Завершенность. Развертывание мысли, темы повествования, наличие конца.)

Сороки

С улицы послышался крик, треск и хохот. Я подбежал к окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.

Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали. А третья сидела на крыше сарая и наблюдала.

– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!

Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?..

(По Ю.Ковалю)

Задание 4

Этот набор предложений можно назвать текстом. Почему?

Проанализируйте его свойства. Запишите все выявленные признаки полноценного текста. (Цельность, обусловленная общей темой, основной мыслью, связность, завершенность.)

Кувшин с листобоем

С ырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.

На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.

Зимним вечером в Серебряническом переулке соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, чистодорские рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.

Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.

(По Ю.Ковалю)

Второй этап урока

Свойства текста, указанные в разных пособиях и учебниках.

Признаки текста

1

1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).

2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).

3. Связность (связь между предложениями).

(В.И.  Капинос, Н.Н.  Сергеева, М.С.  Соловейчик.
Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994)

2

1. Выраженность (текст всегда выражен в устной и письменной форме).

2. Отграниченность (наличие начала, продолжения, конца, отграниченность от других текстов).

3. Связность (смысловая связь между предложениями).

4. Цельность (объединенность общей темой, мыслью).

5. Упорядоченность, структурность (порядок в разворачивании основной мысли, микротемы).

6. Информативность (главное свойство и назначение текста – передача информации).

(А.И.  Горшков.
Русская словесность. 10–11-е классы.
М.: Просвещение, 1996)

3

Самостоятельность, цельность, законченность (одно предложение тоже может считаться текстом, например, Мал золотник, да дорог).

(В.В.  Репин. Русский язык. 5-й класс.
Введение в синтаксис. Томск, 1994)

Запишите: Итак, можно прийти к выводу, что для текстов характерна цельность (что можно подтвердить подбором заголовка), самостоятельность, связность, завершенность, информативность.

Третий этап урока

Прочтите текст.

А. Друзья знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи в своих воспоминаниях, относящихся к концу XIX века, приводят историю бабочки, которая случайно залетела в мастерскую живописца и примерзла к стеклу.

Б. А.И. Куинджи принялся спасать насекомое.

В. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.

Г. И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому.

Д. Он не ставил перед собой задачи, он хотел только вернуть бабочке возможность летать.

Заметили ли вы нарушение цельности теста? В чем оно состоит?

Укажите место в тексте, которое должна занимать пропущенная фраза:

Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать.

Что помогло вам правильно определить место фразы в тексте? Что вы помните о способах связи предложений в тексте?

Четвертый этап урока

Обсуждение домашнего задания.

Всем предлагается повторить материал об основных признаках текста. Найти материал для повторения связей предложений в тексте. Остальные задания – на выбор учащихся.

1. Выпишите в тетрадь примеры текстов, имеющих отличительные признаки какого-либо стиля (тексты разных стилей)

2. Выпишите в тетрадь примеры текстов, различающихся типом речи (тексты разных типов речи)