Текст и его признаки
Первый этап урока
Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.
Практическая работа
Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Назовите свойства текста, которые обнаружили.
(Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста.)
Задание 1
А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!
Б. Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.
В
. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.
Г. Мальчик послушался отца.
Д. Не разоряй гнезда, сказал мальчику отец, весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
(По К.Д. Ушинскому)
Задание 2.
А. Он состоял из двух высушенных тыкв, которые соединялись туго натянутой бечевкой.
Б. Слышали ли вы о переговорном устройстве, которое существовало более тысячи лет назад?
В. Вряд ли это устройство могло передавать человеческую речь, но зато переговариваться с его помощью условными стуками можно было вполне.
Г. Правда, этот примитивный «телефон» ничего общего не имел с современным.
Задание 3. Текст ли это? Чего недостает данному фрагменту, чтобы стать текстом?
Запишите выявленные свойства текста. (Завершенность. Развертывание мысли, темы повествования, наличие конца.)
Сороки
С улицы послышался крик, треск и хохот. Я подбежал к окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.
Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали. А третья сидела на крыше сарая и наблюдала.
– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!
Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?..
(По Ю.Ковалю)
Задание 4
Этот набор предложений можно назвать текстом. Почему?
Проанализируйте его свойства. Запишите все выявленные признаки полноценного текста. (Цельность, обусловленная общей темой, основной мыслью, связность, завершенность.)
Кувшин с листобоем
С
ырой землей, опятами, дымом с картофельных полей пахнет листобой.
На речном обрыве, где ветер особенно силен, я подставил под его струю красный глиняный кувшин, набрал побольше листобоя и закупорил кувшин деревянной пробкой, залил ее воском.
Зимним вечером в Серебряническом переулке соберутся друзья. Я достану капусту, квашенную с калиной, чистодорские рыжики. Потом принесу кувшин, вытащу пробку.
Друзья станут разглядывать кувшин, хлопать по его звонким бокам и удивляться, почему он пустой. А в комнате запахнет сырой землей, сладкими опятами и дымом с картофельных полей.
(По Ю.Ковалю)
Второй этап урока
Свойства текста, указанные в разных пособиях и учебниках.
Признаки текста
1
1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).
2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).
3. Связность (связь между предложениями).
(В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.
Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994)
2
1. Выраженность (текст всегда выражен в устной и письменной форме).
2. Отграниченность (наличие начала, продолжения, конца, отграниченность от других текстов).
3. Связность (смысловая связь между предложениями).
4. Цельность (объединенность общей темой, мыслью).
5. Упорядоченность, структурность (порядок в разворачивании основной мысли, микротемы).
6. Информативность (главное свойство и назначение текста – передача информации).
(А.И. Горшков.
Русская словесность. 10–11-е классы.
М.: Просвещение, 1996)
3
Самостоятельность, цельность, законченность (одно предложение тоже может считаться текстом, например, Мал золотник, да дорог).
(В.В. Репин. Русский язык. 5-й класс.
Введение в синтаксис. Томск, 1994)
Запишите: Итак, можно прийти к выводу, что для текстов характерна цельность (что можно подтвердить подбором заголовка), самостоятельность, связность, завершенность, информативность.
Третий этап урока
Прочтите текст.
А. Друзья знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи в своих воспоминаниях, относящихся к концу XIX века, приводят историю бабочки, которая случайно залетела в мастерскую живописца и примерзла к стеклу.
Б. А.И. Куинджи принялся спасать насекомое.
В. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.
Г. И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому.
Д. Он не ставил перед собой задачи, он хотел только вернуть бабочке возможность летать.
Заметили ли вы нарушение цельности теста? В чем оно состоит?
Укажите место в тексте, которое должна занимать пропущенная фраза:
Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать.
Что помогло вам правильно определить место фразы в тексте? Что вы помните о способах связи предложений в тексте?
Четвертый этап урока
Обсуждение домашнего задания.
Всем предлагается повторить материал об основных признаках текста. Найти материал для повторения связей предложений в тексте. Остальные задания – на выбор учащихся.
1. Выпишите в тетрадь примеры текстов, имеющих отличительные признаки какого-либо стиля (тексты разных стилей)
2. Выпишите в тетрадь примеры текстов, различающихся типом речи (тексты разных типов речи)