СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская (программа дополнительного образования)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Творческая мастерская" составлена для проведения занятий по допобразованию для учащихся 3 класса 

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская (программа дополнительного образования)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Нышинская средняя общеобразовательная школа»



Принято

на педагогическом совете

протокол №____

от «___» __________20___г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Нышинская СОШ»

______________Л.Н.Кривоносова

Приказ №____ от___________20___г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности


«Творческая мастерская»

Возраст обучающихся 8-10 лет

Срок реализации 9 месяцев













Автор-составитель:

Павлова Любовь Валерьевна

педагог дополнительного образования









д. Ныша

2022г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:


    1. Пояснительная записка:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28);

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2);

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242);

  • Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816);

  • Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467);

  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года);

  • Устав образовательного учреждения.

  • Все перечисленные документы должны быть указаны в пояснительной записке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа).



1) Направленность программы – художественная

2) Актуальность программы    Среди современных детей все больше наблюдается неусидчивых, нетерпеливых, гиперактивных, агрессивных детей, а ручная деятельность, успокаивает, развивает терпение, усидчивость, мелкую моторику рук. Программа «Творческая мастерская» предусматривает включение в состав занятий игровых технологий, пальчиковых упражнений, учитывая возрастные особенности обучающихся, помогает определиться ребенку к подростковому возрасту в своих творческих интересах. Воспитательно-образовательный процесс способствует формированию и самоопределению личности ребенка.


3) Адресат программы – учащиеся 8-10 лет. Объединение могут посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к рукоделию.

Количество обучающихся в группе – 8-10 человек.


4) Срок освоения программы: сентябрь-май (36 недель)

5) Объем программы – 72 часа

6) Режим занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.



    1. Цель и задачи программы

Цель программы: обучение прикладным навыкам изготовления поделок и сувениров в различных техниках декоративно – прикладного творчества, формирование и развитие творческих способностей обучающихся.


Задачи:

1. Научить обучающихся самостоятельно работать с различными материалами и инструментами с соблюдением техники безопасного труда.

2. Развить у детей внимание к их творческим способностям. Расширять художественный кругозор. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность, аккуратность, усидчивость и эстетический вкус.


1.3. Содержание программы:

Учебный план


Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

в том числе

теория

практика

аттест.

1.

Введение. Предварительная аттестация.

2

1

1




Вводное занятие

1

1





Экскурсия в парк

1


1



2.

Работа с природными материалами

10

4

6




Икебана. Композиции из засушенных цветов.

2

1

1




Объёмная поделка «Розы из кленовых листьев»

1


1




Осенний веночек

1


1




Роспись на камнях или ожившие камешки.

2

1

1




Топиарий «Дары осени».

2

1

1




Аппликации из круп и семян «Эти забавные животные»

2

1

1



3.

Работа с бумагой и картоном

46

21

25




Цветы из бумаги. Розы

2

1

1




Панно с объёмными бабочками

2

1

1




«Сердечное» панно

2

1

1




Аппликация в стиле «гжель»

3

1

2




Складывание бумаги приёмом «гармошка». Аппликация «Бабочки», «Весёлые рыбки»

2

1

1




Складывание бумаги приёмом «гармошка». Объёмная аппликация «Букет ромашек»

2

1

1




Оригами. Бабочки-закладки для книг.

2

1

1




Панно «Полевые цветы» с использованием техники «оригами»

3

1

2




Создание композиций в технике плоскостное торцевание из гофрированной бумаги. Композиции «Божья коровка», «Пчела»

2

1

1




Создание композиций в технике плоскостное торцевание из гофрированной бумаги. Композиции «Колокольчики», «Сирень»

2

1

1




Цветы из гофрированной бумаги. Хризантемы.

1


1




Промежуточная аттестация.

1



1

Выставка детских работ


Цветы из гофрированной бумаги. Герберы.

2

1

1




Цветы из гофрированной бумаги. Нарциссы.

2

1

1




Квиллинг или бумагокручение. Изделие «Снежинка».

2

1

1




Панно в технике квиллинг «Дерево»

2

1

1




Панно в технике квиллинг «Ветка сакуры»

3

1

2




Панно в технике квиллинг «Жар - птица»

3

1

2




Салфетки. Аппликации из скрученных салфеток «Попугаи», «Бабочки».

2

1

1




Букет из салфеток


2

1

1




Поделки из гофрированного картона. Цветы.

2

1

1




Поделки из гофрированного картона. Домашние животные

2

1

1



4.

Работа с пластическими материалами

6

3

3




Пластилинография. Панно «Букет цветов»

2

1

1




Лепка из солёного теста. Игрушка «Матрешка».

2

1

1




Лепка из солёного теста.

Панно «Кот – ворюга»

2

1

1



5.

Работа с разными материалами (бросовый материал)

7

3

4




Аппликация из картона, пряжи, пуговиц, кусочков ткани «Ёжик», «Совушка», «Балерина»

2

1

1




Поделки из СD –дисков «Пчела», «Ловушка для снов»

2

1

1




Техника «изонить». Панно «Перо», «Золотая рыбка».

2

1

1




Поделки из бумажных одноразовых тарелок «Лебедь». Панно «Привет!».

1


1



6.

Итоговое занятие.

1






Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

1



1

Защита творческих проектов


Итого

72

32

38

2



Содержание учебного плана

Введение. (2 часа)

Введение в образовательную программу. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

Работа с природным материалом (10 часов)

История возникновения икебаны. Стили. Советы по составлению Рассматривание фотоматериалов, выявление особенностей композиции. Рассматривание образца. Обсуждение этапов работы. Скручивание и сгибание листьев. Соединение деталей. Закрепление тонкой проволокой. Оформление букета. Добавление других природных материалов (веточек, сухих колосков, листьев различных деревьев). Рассматривание образца. Подготовка основы (плотный картон или пенопласт). Распределение элементов на основе. Соединение деталей клеем Рассматривание фото с образцами. Материалы, необходимые для работы. Подготовка материалов. Грунтовка. Нанесение фона. Эскиз карандашом. Прорисовывание. Лакирование. История возникновения. Подготовка материалов. Изготовление основы (шар из газетной бумаги). Работа по оформлению кроны из природного материала (шишки, сухие цветы) с добавлением элементов декора (бусины, ленты). Подготовка ствола (очистить от коры веточку дерева). Подготовка подставки (чашка или любой маленький сосуд). Соединение деталей. Заливка основы гипсом. Понятие «аппликация». Рассматривание фотоматериалов. Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Технология выполнения аппликации из пластилина и природных материалов, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия.


Работа с бумагой и картоном (46часов)

Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделия. Выполнение изделия. Вырезание по спирали. Скручивание заготовки. Присоединение к основе – веточке.

Рассматривание образца. Определение последовательности работы. Подготовка основы – фона. Работа с шаблонами. Оформление панно. Оформление рамки.

Понятие «народные промыслы». Особенности промысла «гжель». Рассматривание фотоматериалов. Реализация особенностей промысла с помощью бумаги (белый и синий цвета, оформление эскиза посуды, кувшина). Изготовление деталей. Оформление изделия «кувшин» объёмными цветами и листьями в форме «сердечек».

Особенности складывания бумаги приёмом «гармошка». Изделия с использованием данного приёма (рассматривание фотоматериалов и презентации). Определение этапов работы. Выполнение изделия. Подготовка основы-фона. Изготовление деталей с использованием приёма. Оформление аппликации.

Рассматривание эскиза. Определение этапов работы. Выполнение изделия. Подготовка основы-фона. Изготовление деталей с использованием приёма. Оформление аппликации.

Ознакомление с техникой «Оригами». Рассматривание фотоматериалов. Ознакомление с условными обозначениями в технологической карте. Изготовление закладки по технологической карте.

Изготовление деталей в технике оригами. Изготовление деталей из бумаги (по шаблону). Оформление панно.

Техника плоскостное торцевание («тычкование»). Рассматривание фотоматериалов. Выявление особенностей восприятия композиций, изготовленных в данной технике. Подготовка материалов для композиции. Оформление эскиза – рисунка, обработка клеем. Торцевание рисунка. Изготовление деталей (резание и скручивание гофрированной бумаги для «лепестков», «тычинок» и «пестика», стебля – обматывание шпажки бумагой, изготовление листьев по шаблону). Составление букета

Изготовление деталей (резание и скручивание гофрированной бумаги для «лепестков», «тычинок» и «пестика», стебля – обматывание шпажки бумагой, изготовление листьев по шаблону).

Изготовление деталей (резание и скручивание гофрированной бумаги для «лепестков», «тычинок» и «пестика», стебля – обматывание шпажки бумагой, изготовление листьев по шаблону).

История появления квиллинга. Материалы и инструменты. Схемы по изготовлению элементов. Изготовление простейших элементов скручиванием «глаз», «сердечко», «барашек». Изделие «Снежинка» из приготовленных элементов.

История появления салфеток. Приёмы складывания салфеток для сервировки стола. Приёмы скручивания салфеток для аппликации. Оформление эскиза. Подготовка деталей (кручение шариков разных по цветовой гамме). Соединение скрученных шариков в изображение.

Складывание салфетки, соединение степлером, оформление цветов, подготовка основы – кашпо. Соединение деталей.


Работа с пластическими материалами (6часов)

Ознакомление с техникой выполнения. Рассматривание фотоматериалов. Обсуждение преимуществ изображения в технике «пластилинография». Рассматривание образца. Определение этапов работы. Подготовка материалов и инструментов. Оформление эскиза – рисунка или по шаблону. Вылепливание, раскатывание элементов из пластилина. Оформление рамки.

Особенности лепки из солёного теста, подготовка теста. Рассматривание фотоматериалов поделок из солёного теста.

Лепка по образцу. Затвердевание (естеств. путём или в жарочном шкафу). Оформление узоров на вылепленной и высушенной поделке.

Рассматривание образца. Определение этапов работы. Подготовка материалов для панно. Подготовка деталей – элементов. Лепка по образцу. Затвердевание (естеств. путём или в жарочном шкафу). Оформление основы панно. Соединение деталей. Оформление рамки.

Работа с разными материалами (бросовый материал) (7ч)

Рассматривание образца. Определение этапов работы. Подготовка материалов. Подготовка деталей – элементов. Оформление основы. Выполнение эскиза. Соединение деталей.

Рассматривание фотоматериалов. Рассматривание образца. Определение этапов работы. Подготовка материалов и инструментов. Изготовление отдельных деталей из бумаги (по шаблону). Склеивание деталей.

Ознакомление с техникой выполнения. Обсуждение преимуществ изображения в технике. Оформление эскиза – чертежа, выполнение разметки. Выполнение стежков. Оформление рамки.

Итоговое занятие (1 час)

Выставка изделий, изготовленных в течение года.


1.4. Планируемы результаты

Метапредметные результаты:

Коммуникативные

  • Формирование умения вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;

  • Развитие умение вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;

  • Развитие умение слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение.

Регулятивные

  • формулировать цель деятельности на занятии;

  • выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • планировать практическую деятельность на занятии;

  • выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);


Предметные результаты:

  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

  • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

  • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;


Личностные результаты:

  • объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;

  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

  • понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график


1 год обучения

Комплектование группы

Первая неделя сентября

Дата начала и окончания учебного года

с 01.09.22 по 31.05.23

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72


В период осенних, зимних и весенних каникул занятия проводятся по расписанию.


2.2 Условия реализации программы занятия проводятся на базе МБОУ «Нышинская СОШ», кабинет начальных классов.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, канцелярские принадлежности.


2.3. Формы аттестации. Подведение итогов по каждому разделу проводятся в форме опроса, теста. (Приложение), в виде проведения выставок. Обучающимся предоставляется возможность участия в различных конкурсах. В конце года, обучающиеся награждаются за выполнение лучших работ поощрительными призами, грамотами. Изделия, изготовленные на занятиях, используются для подарков родителям, близким, друзьям.


Предварительная аттестация: тестирование.

Промежуточная аттестация: тестирование, выставка работ.

Итоговая аттестация: тестирование, выставка работ.


2.4. Оценочные материалы

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца. 
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Важным показателем развития воспитанников является самооценка, от которой зависит стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.


Предварительная (входная) аттестация – (Приложение 1).

Срок проведения: сентябрь

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся

Форма проведения: тестирование,


Промежуточная аттестация - выставка детских творческих работ,

Итоговая аттестация - защита творческого проекта


Задание 1. Правильно провести стрелки от названия геометрической фигуры, геометрического тела к их изображению (рисунок 1.1) Оценивается: правильность нахождения пары. За каждую правильную пару -1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Задание 2. Из квадратного листа бумаги сложить сделать пароход в технике «оригами». (рисунок 1.2) Оценивается: умение работать по технологической карте – 1 балл и умение сложить пароход -1 балл. Максимальное количество баллов -2 балла.


Педагог оценивает выполнение задания по критериям, вносит данные в таблицу. Данные суммируются и выявляется уровень навыков и умений обучающихся:

высокий уровень-8 -6 баллов,

средний уровень- 5-4 балла,

низкий уровень – 3 и менее баллов.






Таблица результатов

Ф.И. обучающегося

Задание 1

Задание 2

Общее кол-во баллов

Уровень




















Промежуточная аттестация – тестирование (Приложение 2), выставка работ.

Срок проведения: декабрь

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся

Форма проведения: тестирование, выставка работ.

Форма оценки тестирования: балл (0-10) и уровень (высокий, средний, низкий

Методика определения результата:

За каждое правильно выполненное задание воспитанник получает 1 балл, за неправильно выполненное – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать воспитанник – 5.

Уровень результативности воспитанника определяется по количеству набранных баллов:

высокий уровень – 8-10 баллов

средний уровень – 5-7 балла

низкий уровень – ниже5 баллов


Итоговая аттестация - тестирование, выставка работ.

Срок проведения: итоговая аттестация – май.

Цель: оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в конце обучения.

Форма проведения: тестирование, выставка работ.


Критерии оценивания творческих работ:

5 баллов— уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошиб­ки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники изготовления изделия. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

4 балла — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в пе­редаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой педагога. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

3 балла— уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении изделия; понимает последовательность создания изделия, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

2 балла — воспитанник не знает основных элементов процесса изготовления изделия, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками.


2.5. Методические материалы настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:

  • особенности организации образовательного процесса – очно, формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная;

  • формы организации учебного занятия – выставка, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, презентация, творческая мастерская;

  • методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, и др.

  • методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

  • педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских задач.

- дидактические материалы– раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.


2.6. Календарный план воспитательной работы

п/п

Мероприятие

Задачи

Сроки проведения

Примечание

1

День Учителя (школьный уровень)

- развитие творческих способностей учащихся

- развитие умения работать коллективно

октябрь

Выполнение сувениров для учителей

2

Акция «Подари тепло» районный уровень.

Развитие творческих способностей учащихся

декабрь


3

День защитника Отечества. Школьный уровень

Развитие творческих способностей учащихся

февраль


4

Международный женский день 8 марта. Школьный уровень

Развитие творческих способностей учащихся

март


5

«Радуга талантов». Районный уровень

Развитие творческих способностей учащихся

апрель


6

День Победы. Школьный уровень

Развитие творческих способностей учащихся

май












Литература:


Для учащихся

  1. Гусакова М. А. “Аппликация”. Москва, Просвещение, 1987.

  2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. Москва, Сфера, 2000.

Для педагога:

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”. Москва, Росмэн, 1999.

  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. Москва, АСТ, 2007.

  3. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” Москва, Аквариум, 1998.

  4. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

  5. Гусакова М. А. “Аппликация”. Москва, Просвещение, 1987.

  6. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. Москва, Сфера, 2000.

  7. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Санкт-Питербург, Диамант, 1998.

  8. Левина М. 365 весёлых уроков труда. Москва: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

  9. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. Москва, Вентана-Граф, 2008.

  10. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”. Москва, Просвещение, 1990.

  11. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.