Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Улыбнитесь друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Поставьте знак «+» или «–» в примеры. 9 … 4 … 7 = 20 60 … 8 … 40 = 12 10 … 4 … 6 = 20 13 … 30 … 2 = 41 8 … 5 … 70 = 83 80 … 6 … 20 = 94 10 … 3 … 50 = 57 6 … 7 … 40 = 53 | Отвечают на вопросы. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. В зоологическом саду живут 15 мартышек. В этом году из трех стран привезли еще по 4 мартышки. Сколько мартышек стало в зоологическом саду? | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.   | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске.  – Как называются данные фигуры? – Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 5 (с. 81) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Составьте к данной задаче схему и решите ее. Запись:  Решение: 1) Сколько детей составляют восьмую часть класса? 24 : 8 = 3 (чел.). 2) Сколько девочек в классе? 3 · 5 = 15 (чел.). 3) Сколько мальчиков в классе? 24 – 15 = 9 (чел.). Ответ: 15 девочек, 9 мальчиков. Далее учитель предлагает решить данную задачу другим способом. – Сколько всего восьмых частей в числе 24? (Восемь.) – Пять восьмых – это девочки, а сколько тогда восьмых частей приходится на мальчиков? (8 – 5 = 3 (ч.), то есть три восьмых части.) – решите задачу другим способом. Решение: 1) Сколько детей составляют восьмую часть класса? 24 : 8 = 3 (чел.). 2) Сколько восьмых частей приходится на мальчиков? 8 – 5 = 3 (чел.). 3) Сколько мальчиков в классе? 3 · 3 = 9 (чел.). Ответ: 9 мальчиков | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют схему к задаче и реша- ют ее разны- ми способами | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 6 (с. 81) | Рассуждение: так как в часе четыре четвертых, а за одну четверть часа катер проходит 20 км, то за четыре четверти он пройдет в 4 раза больше, то есть надо 20 км умножить на 4. Рассуждаем так: 20 – это 2 десятка; 2 десятка умножить на 4 – это 8 десятков, или 80. Следовательно, за 1 час катер пройдет 80 км. | Выполняют вычисления | Фронтальная | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 2. Задание 4 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. Записи на доске: а) Решение:  36 : 9 = 4 (см). 4 · 6 = 24 (см). Ответ: 24 см. б) Решение:  1 дм = 10 см. 10 : 5 = 2 (см). 2 · 3 = 6 (см). Ответ: 6 см | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Заполняют пропуски. Находят целое по доли | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 9 | – Решите задачу. – Рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней задачу. – Заполните таблицу. | Цена | Количество | Стоимость | тетрадь | 2 р. | 4 шт. | ? р. |  | блокнот | 6 р. | 1 бл. | ? р. | Решение: 2 · 4 + 6 = 14 (р.) – стоимость всей покупки. Ответ: 14 рублей | Составля- ют задачу по рисунку. Заполняют таблицу. Решают задачу выражением | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 15 (с. 83) | – Что изображено на рисунке? (Отрезок.) – Измерьте его длину в сантиметрах. (10 см.) – Какова длина пятой части отрезка? (10 : 5 = 2 (см).) – Измерьте длину отрезка в дециметрах. (1 дм.) – Какую длину будет иметь отрезок, который в 5 раз длиннее данного? (1 · 5 = 5 (дм).) | Выполняют измерения. Вычисляют длину нового отрезка | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как найти долю от числа? | Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 8 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |