СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 100. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навыки решения задач на нахождение нескольких долей числа; создать условия для формирования умений решать задачи разными способами; способствовать развитию умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; развивать логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок 100. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.»

Урок 100. нахождение нескольких долей числа

Цели деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задач на нахождение нескольких долей числа; создать условия для формирования умений решать задачи разными способами; способствовать развитию умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; развивать логическое мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: решать задачи на нахождение нескольких долей числа; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; регулятивные – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнитесь друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Поставьте знак «+» или «–» в примеры.

9 … 4 … 7 = 20 60 … 8 … 40 = 12

10 … 4 … 6 = 20 13 … 30 … 2 = 41

8 … 5 … 70 = 83 80 … 6 … 20 = 94

10 … 3 … 50 = 57 6 … 7 … 40 = 53

Отвечают на вопросы. Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачу.

В зоологическом саду живут 15 мартышек. В этом году из трех стран привезли еще по 4 мартышки. Сколько мартышек стало в зоологическом саду?

Решают задачу

Фронтальная

Устные ответы

– Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– Как называются данные фигуры?

– Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 5
(с. 81)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– Составьте к данной задаче схему и решите ее.

Запись:

Решение:

1) Сколько детей составляют восьмую часть класса?

24 : 8 = 3 (чел.).

2) Сколько девочек в классе?

3 · 5 = 15 (чел.).

3) Сколько мальчиков в классе?

24 – 15 = 9 (чел.).

Ответ: 15 девочек, 9 мальчиков.

Далее учитель предлагает решить данную задачу другим способом.

– Сколько всего восьмых частей в числе 24? (Восемь.)

– Пять восьмых – это девочки, а сколько тогда восьмых частей приходится на мальчиков? (8 – 5 = 3 (ч.), то есть три восьмых части.)

– решите задачу другим способом.

Решение:

1) Сколько детей составляют восьмую часть класса?

24 : 8 = 3 (чел.).

2) Сколько восьмых частей приходится на мальчиков?

8 – 5 = 3 (чел.).

3) Сколько мальчиков в классе?

3 · 3 = 9 (чел.).

Ответ: 9 мальчиков

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют схему к задаче и реша-

ют ее разны-

ми способами

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают

свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, а также круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную

информацию в учебнике;
логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают
и делают простые выводы.

Регулятивные: определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 6
(с. 81)

Рассуждение: так как в часе четыре четвертых, а за одну четверть часа катер проходит 20 км, то за четыре четверти он пройдет в 4 раза больше, то есть надо 20 км умножить на 4. Рассуждаем так: 20 – это 2 десятка; 2 десятка умножить на 4 – это 8 десятков, или 80. Следовательно, за 1 час катер пройдет 80 км.

Выполняют вычисления

Фронтальная

Устные ответы

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 4

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Записи на доске:

а) Решение:

36 : 9 = 4 (см).

4 · 6 = 24 (см).

Ответ: 24 см.

б) Решение:

1 дм = 10 см.

10 : 5 = 2 (см).

2 · 3 = 6 (см).

Ответ: 6 см

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Заполняют пропуски. Находят целое по доли

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его

в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 9

– Решите задачу.

– Рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней задачу.

– Заполните таблицу.



Цена

Количество

Стоимость

тетрадь

2 р.

4 шт.

? р.

блокнот

6 р.

1 бл.

? р.

Решение:

2 · 4 + 6 = 14 (р.) – стоимость всей покупки.

Ответ: 14 рублей

Составля-

ют задачу

по рисунку. Заполняют таблицу. Решают задачу выражением

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 15

(с. 83)

– Что изображено на рисунке? (Отрезок.)

– Измерьте его длину в сантиметрах. (10 см.)

– Какова длина пятой части отрезка? (10 : 5 = 2 (см).)

– Измерьте длину отрезка в дециметрах. (1 дм.)

– Какую длину будет иметь отрезок, который в 5 раз длиннее данного? (1 · 5 = 5 (дм).)

Выполняют измерения. Вычисляют длину нового отрезка

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти долю от числа?

Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 8 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение