Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Разгадайте правило, по которому составлен первый столбик выражений, и запишите верные равенства. 93 – 3 93 – 30 39 – 3 39 – 30 | 54 – 2 – – – | 89 – 7 – – – | 78 – 5 – – – | | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачу. В волейбольных соревнованиях принимали участие 8 команд. Сколько человек участвовало в соревнованиях, если в каждой команде 6 основных и 3 запасных игрока? Объясните, что обозначают выражения, составленные по условию данной задачи. 6 · 8 | 6 · 5 | 6 · 2 | 3 · 4 | 3 · 8 | 3 · 6 | 6 · 8 | | | Выполняют задания устного счета | Фронтальная | Устные ответы |
– Назовите результаты умножения данных примеров. 3 · 4 6 · 8 4 · 7 5 · 5 8 · 5 4 · 9 9 · 7 5 · 7 | 9 · 3 5 · 6 7 · 7 9 · 8 4 · 5 6 · 7 8 · 8 3 · 3 | 6 · 6 3 · 9 4 · 4 7 · 5 9 · 0 0 · 1 6 · 4 5 · 9 | 8 · 5 7 · 4 8 · 2 2 · 9 8 · 3 7 · 6 4 · 3 9 · 6 | | Выполняют математический диктант | Фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради. Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.  – Рассмотрите рисунки на доске. – Как называются данные фигуры? – Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке? – Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 7 (с. 81) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие фигуры здесь изображены? (Четырехугольник, треугольник, круг.) – Назовите признаки четырехугольника. – Какая часть четырехугольника осталась незакрашенной? (Две шестых.) – Можно ли утверждать, что закрашено две третьих части этого четырехугольника? (Можно.) – Докажите. – Назовите признаки треугольника. – Какая часть треугольника не закрашена? (Одна третья часть.) – Какая часть треугольника осталась закрашенной? (Две третьих части.) – Назовите признаки круга. – Какая часть круга не закрашена? (Одна четвертая часть.) – Какая часть круга осталась закрашенной? (Три четвертых части.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Определяют, какая часть фигуры закрашена на рисунке | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 (с. 81) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно в задаче? Что требуется узнать? – Составьте схему и решите эту задачу. Запись:   Решение: 1) 27 : 3 = 9 (кн.) – треть книг. 2) 9 · 2 = 18 (кн.) – стало больше. 3) 27 + 18 = 45 (кн.) – стало. Ответ: 45 книг | Составляют схему к задаче. Решают задачу по дейст- виям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 16 (с. 83) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Запишите в рамках такие знаки арифметических действий, чтобы записи были верными. 6 · 4 = 16 + 8 81 : 9 = 27 : 3 14 – 8 = 48 : 8 36 : 4 = 27 : 3 | 40 : 8 = 25 : 5 14 : 7 = 100 – 98 6 + 8 = 2 · 7 | | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы. Задание выполняют методом подбора | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Задание в рабочей тетради |
Задание 17 (с. 84) | – Вычислите площадь фигуры разными способами. Способ 1. 6 + 6 + 6 = 18 (кв. см). Способ 2. 6 · 3 = 18 (кв. см). Способ 3. 12 + 2 + 2 + 2 = 18 (кв. см) | Разными способами вычисляют площадь фигуры | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Самостоятельная работа по карточкам | Карточка 1. – Чем похожи все рисунки?  Карточка 2.  – Измерьте отрезок АВ. – Найдите длину десятой части этого отрезка. – Чему равны три десятых этого отрезка? Карточка 3. В товарном вагоне 30 т зерна. До обеда выгрузили две третьих зерна. Сколько тонн зерна осталось в вагоне? Карточка 4. – Нарисуйте в тетради четырехугольник, площадь которого равна 24 клеткам. Закрасьте пять шестых площади прямоугольника | Работают по карточкам самостоятельно | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как найти несколько долей данного числа или величины? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Оценочная лесенка». Цель: развитие умений критериального оценивания. Содержание: предлагает учащимся поработать с лесенкой. – Поставьте солнышко на ту ступеньку лесенки, на которую поставили бы себя при выполнении заданий | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 10 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |