СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 99. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навыки решения задачи на нахождение нескольких долей числа; создать условия для формирования умения различать геометрические фигуры; способствовать развитию умения вычислять периметр многоугольника; развивать умение анализировать и рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 99. НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЧИСЛА.»

Урок 99. нахождение нескольких долей числа

Цели деятельности учителя

Совершенствовать навыки решения задачи на нахождение нескольких долей числа; создать условия для формирования умения различать геометрические фигуры; способствовать развитию умения вычислять периметр многоугольника; развивать умение анализировать и рассуждать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: решать задачи на нахождение нескольких долей числа; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; конструировать тексты несложных арифметических задач; получат возможность научиться: обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – исследовать собственные нестандартные способы решения; коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивные – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– С каким настроением начинаем урок? Что ждете от урока?

На уроке ты не прячься,

Быстро руку поднимай.

Все, что знаешь по вопросу,

Смело, ловко отвечай

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: организовывают рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Заполните таблицу.

Уменьшаемое

73


87

78


39


90

Вычитаемое

20

50



74


2


Значение разности


28

5

6

20

9

47

20


Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Выполните математический диктант.

– Запишите только ответы на вопросы:

а) Какие двузначные числа делятся на 9?

б) Найдите треть каждого из чисел: 27, 9, 3.

в) Найдите четверть каждого из чисел: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28.

г) Чему равна пятая часть каждого из чисел: 5, 25, 30, 45, 35?

Выполняют задания уст-

ного счета

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько всего многоугольников? Какие они?

б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите три разных решения.

в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их.

г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Найдите два решения и сравните их

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

– Догадайтесь, как связаны числа с рисунками.

Соотносят числа с рисунками

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– Как называются данные фигуры?

– Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику.

Задание 3
(с. 80)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

При обдумывании этапов решения такого плана задач удобно использовать не только фишки, но и «машины». Опора на предварительно составленную схему, описывающую этапы решения задачи, помогает учащимся не запутаться в последовательности выполнения арифметических действий при ответе на поставленный вопрос. Рассмотрим, как при этом можно оформить решение.

Запись:

Решение:

1) 20 : 5 = 4 (к.) – составляет пятая часть.

2) 4 · 2 = 8 (к.) – янтарь.

Ответ: 8 кусочков янтаря

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют графическую схему. Решают задачу по дей-

ствиям

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 4
(с. 81)

– Вычислите седьмую часть числа 21.

Решение:

21 : 7 = 3.

Ответ: 3.


– Вычислите четыре седьмых числа 21.

Решение:

21 : 7 = 3.

3 · 4 = 12.

Ответ: 12.


– Вычислите две трети числа 9.

Решение:

9 : 3 = 3.

3 · 2 = 6.

Ответ: 6.


– Вычислите девять девятых числа 18.

Решение:

18 : 9 = 2.

2 · 9 = 18.

Ответ: 9.


– Вычислите восемь восьмых числа 32.

Решение:

32 : 8 = 4.

4 · 8 = 32.

Ответ: 32.


Схема решения задачи с помощью «машин» наглядно показывает, что восемь восьмых числа 32 – это само число 32 (так как деление на 8 и умножение на 8 – это взаимно-обратные операции).

– Определите, чему равны:

а) пять пятых числа 10. (10.)

б) семь седьмых числа 7. (7.)

в) шесть шестых числа 12. (12.)

г) четыре четвертых любого числа. (Само же число.)

Выполняют вычисления

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания

в рабочей

тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 12

(с. 82)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

Решение:

1. Сколько было морковок?

5 · 6 = 30 (м.)

2. Сколько было редисок?

8 · 4 = 24 (р.)

3. Каких овощей больше? На сколько больше морковок?

30 – 24 = 6 (м.)

Ответ: на 6 морковок больше

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Решают задачу по действиям

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи-

теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критери-

ев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его

в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 14

(с. 83)

– Рассмотрите рисунок. Как называются данные фигуры? (Многоугольники.)

– Как называется первый многоугольник? (Четырехугольник.)

– Как называется второй многоугольник? (Шестиугольник.)

– Назовите признаки четырехугольника и шестиугольника.

– Что такое периметр?

– Вычислите периметр каждого многоугольника двумя способами.

Решение:

а = 3 см.

Р = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (см).

Р = 3 · 4 = 12 (см).

а = 2 см.

р = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12 (см).

Р = 2 · 6 = 12 (см).

– Какой способ является лучшим? Почему?

– Внесите изменения в данные фигуры так, чтобы решение можно было выполнить только сложением.

Стороны четырехугольника: 1 см, 1 см, 3 см, 2 см.

Стороны шестиугольника: 2 см, 4 см, 4 см, 2 см, 3 см,
6 см.

Вычисляют периметр каждого многоугольника разными способами

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 7

– Как показать на черте направление движения? (Направление движения задается лучом.)

Поэтому, исходя из условия задачи, на чертеже надо изобразить две пары лучей.

Решение:

В первом случае это два синих луча, которые пересекаются.

Во втором случае это два красных луча, которые не пересекаются

Выполняют задание самостоятельно, а затем проводят взаимную проверку

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как вычислить периметр многоугольника?

– Назовите признаки числового луча.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Поляна».

Цель: оценить содержание этапов урока.

Содержание: на доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с текстом, словарная работа и т. д.). У каждого ребенка – бабочка.

– Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Индиви-

дуальная,

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 13 (учебник); № 8 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение