Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – С каким настроением начинаем урок? Что ждете от урока? На уроке ты не прячься, Быстро руку поднимай. Все, что знаешь по вопросу, Смело, ловко отвечай | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: организовывают рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Заполните таблицу. Уменьшаемое | 73 | | 87 | 78 | | 39 | | 90 | Вычитаемое | 20 | 50 | | | 74 | | 2 | | Значение разности | | 28 | 5 | 6 | 20 | 9 | 47 | 20 | | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Выполните математический диктант. – Запишите только ответы на вопросы: а) Какие двузначные числа делятся на 9? б) Найдите треть каждого из чисел: 27, 9, 3. в) Найдите четверть каждого из чисел: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28. г) Чему равна пятая часть каждого из чисел: 5, 25, 30, 45, 35? | Выполняют задания уст- ного счета | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
– Работаем с геометрическим материалом. а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько всего многоугольников? Какие они?  б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите три разных решения. в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения и сравните их. г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Найдите два решения и сравните их | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Догадайтесь, как связаны числа с рисунками.  | Соотносят числа с рисунками | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске. – Как называются данные фигуры? – Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке?  – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 3 (с. 80) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? При обдумывании этапов решения такого плана задач удобно использовать не только фишки, но и «машины». Опора на предварительно составленную схему, описывающую этапы решения задачи, помогает учащимся не запутаться в последовательности выполнения арифметических действий при ответе на поставленный вопрос. Рассмотрим, как при этом можно оформить решение. Запись:  Решение: 1) 20 : 5 = 4 (к.) – составляет пятая часть. 2) 4 · 2 = 8 (к.) – янтарь. Ответ: 8 кусочков янтаря | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют графическую схему. Решают задачу по дей- ствиям | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 4 (с. 81) | – Вычислите седьмую часть числа 21. Решение:  21 : 7 = 3. Ответ: 3. – Вычислите четыре седьмых числа 21. Решение:  21 : 7 = 3. 3 · 4 = 12. Ответ: 12. – Вычислите две трети числа 9. Решение:  9 : 3 = 3. 3 · 2 = 6. Ответ: 6. – Вычислите девять девятых числа 18. Решение:  18 : 9 = 2. 2 · 9 = 18. Ответ: 9. – Вычислите восемь восьмых числа 32. Решение:  32 : 8 = 4. 4 · 8 = 32. Ответ: 32. Схема решения задачи с помощью «машин» наглядно показывает, что восемь восьмых числа 32 – это само число 32 (так как деление на 8 и умножение на 8 – это взаимно-обратные операции). – Определите, чему равны: а) пять пятых числа 10. (10.) б) семь седьмых числа 7. (7.) в) шесть шестых числа 12. (12.) г) четыре четвертых любого числа. (Само же число.) | Выполняют вычисления | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 12 (с. 82) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решение: 1. Сколько было морковок? 5 · 6 = 30 (м.) 2. Сколько было редисок? 8 · 4 = 24 (р.) 3. Каких овощей больше? На сколько больше морковок? 30 – 24 = 6 (м.) Ответ: на 6 морковок больше | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу по действиям | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критери- ев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 14 (с. 83) | – Рассмотрите рисунок. Как называются данные фигуры? (Многоугольники.) – Как называется первый многоугольник? (Четырехугольник.) – Как называется второй многоугольник? (Шестиугольник.) – Назовите признаки четырехугольника и шестиугольника. – Что такое периметр? – Вычислите периметр каждого многоугольника двумя способами. Решение: а = 3 см. Р = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (см). Р = 3 · 4 = 12 (см). а = 2 см. р = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12 (см). Р = 2 · 6 = 12 (см). – Какой способ является лучшим? Почему? – Внесите изменения в данные фигуры так, чтобы решение можно было выполнить только сложением. Стороны четырехугольника: 1 см, 1 см, 3 см, 2 см.  Стороны шестиугольника: 2 см, 4 см, 4 см, 2 см, 3 см, 6 см.  | Вычисляют периметр каждого многоугольника разными способами | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 7 | – Как показать на черте направление движения? (Направление движения задается лучом.) Поэтому, исходя из условия задачи, на чертеже надо изобразить две пары лучей. Решение: В первом случае это два синих луча, которые пересекаются. Во втором случае это два красных луча, которые не пересекаются | Выполняют задание самостоятельно, а затем проводят взаимную проверку | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как вычислить периметр многоугольника? – Назовите признаки числового луча. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Поляна». Цель: оценить содержание этапов урока. Содержание: на доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с текстом, словарная работа и т. д.). У каждого ребенка – бабочка. – Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индиви- дуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 13 (учебник); № 8 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |