1. Организация начала урока. 2. Постановка учебной проблемы. 3. Формулирование проблемы. 4. Выдвижение версий 5. Актуализация имеющихся знаний. 6. Поиск решения проблемы - открытие нового знания. 7. Применение нового знания на практике. 8.Итог урока. Рефлексия. | - У нас на парте все в порядке? Ручки, книги и тетрадки? Готовы мы начать урок? Звенит уже для нас звонок. - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. - Умницы! - Молодцы! - Что вы почувствовали, когда услышали эти слова? - Поделитесь своими положительными эмоциями друг с другом и нашими гостями, повернитесь и улыбнитесь окружающим вас людям. 1. Побуждающий диалог - постановка проблемы На доске неоформленная схема-человечек   !      - Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? 2. Побуждение к осознанию проблемы. - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметили у схемы-человечка? - Почему человечек держит восклицательный знак? - Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. - Какой у вас возникает вопрос? - Вот это нам предстоит сегодня открыть. 1. Подведение к формулированию темы, демонстрация видеофильма. - Посмотрите фрагмент фильма и сформулируйте тему нашего урока. - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (На доску прикрепляются формулировка ключевого слова в каждой задаче: «звук», «буква», «чтение») - Что можем узнать про звук? - Какой он? -Докажите? -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему. 1. Побуждающий диалог - Раз звук согласный, что мы можем про него узнать? -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Как это сделать? (Надевается чёрная шляпа на схему-человечка на доске). -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? - Сейчас мы это будем делать. 2. Руководство групповой работой. - Возьмите картинки из конверта, составьте звуковые схемы этих слов в группах. (По окончанию работы учитель вывешивает на доске заранее приготовленные схемы) - Сравните свои схемы со схемами на доске. Что заметили? - Почему? - Давайте проверим, так ли это. (Учитель переворачивает на доске картинки с изображением тех же предметов, к которым дети составляли схемы). - Дайте характеристику звука [ш] по твердости-мягкости. -Что заметили? (Закрашиваем один башмачок человечка синим цветом). 3. Побуждающий диалог. - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? - Давайте проверим. Сейчас вы послушаете песню и определите, как произносится звук [ш], твёрдо или мягко, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш]. -Назовите слова с новым звуком. Какой он? 4. Подведение к формулированию вывода. - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? (Закрашиваем второй башмачок синим цветом). - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков? - Решили мы с вами первую задачу? (Убираем с доски первую формулировку задачи). 5.Знакомство с буквой - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]? - Что напоминает вам эта буква? Ах, табуретка хороша! Перевернул – и буква «Ш». Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. 1. Анализ об учающимися написания строчной буквы «ш». - Почему на плакате написано 4 буквы «ш»? - Писать букву «ш» мы будем учиться на уроке письма. Значит продолжим решать вторую задачу на следующем уроке. - А сейчас перейдем к решению третьей задачи. 2. Организация работы по чтению слов и слушанию и анализу текста. - Прочитайте на доске слова, в которых есть буква «ш»: Мишка, Аленка, елка, шишки, зуб вывалился, говоришь. Они из рассказа, с которым сейчас будем работать. Подумайте, о чем он будет? - Чтобы проверить наши предположения, послушайте рассказ известного детского писателя В.Драгунского, который называется «Заколдованная буква», и подумайте, как правильнее было его назвать: «Заколдованная буква» или «Заколдованный звук»? Почему? -Сколько в рассказе героев? Назовите их. - У В.Драгунского все рассказы написаны от лица главного героя – мальчика Дениса. - Что рассмешило друзей? - Кто же из ребят был прав? - Можно ли сказать, что этот рассказ юмористический? Почему? -Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Мы справились с ними? - Какой был вопрос в начале урока? - Какой ответ мы нашли? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке, разместив сигналы на доске. | Приветствие учителя, самоорганизация Садятся девочки. Садятся мальчики. Дети называют свои чувства. Индивидуальные действия детей. 1.Диалог с учителем. - Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы - Новый звук и новую букву. - Восклицательный знак. Предположения детей. - Чем новый звук отличается от других звуков? 1.Просмотр видеофильма, формулирование темы. - Звук [ш], буква ш. - Узнать информацию про новый звук, новую букву. Научиться читать слова и тексты с буквой «ш». - Гласный или согласный. - Согласный. - Не поется, при произношении струя воздуха встречает во рту препятствия, не образует слог. Выдвигают версии. 1.Диалог с учителем. - Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой? - Поднести руку к голосовым связкам и произнести звук, если связки будут вибрировать - звук звонкий, если – нет – глухой. - Он глухой. - Понять, как он звучит в словах. 2. Работа в группах, индивидуальная работа Составляют звуковые схемы выбранных слов: шляпа, шалаш, шары. - Они одинаковые. - Составлены к тем же словам. Дети по очереди характеризуют звук. -Звук [ш] – твёрдый. - Во всех словах звук твердый. Гипотезы детей. 3.Просмотр видеофрагмента с песней. - Твердый. - Нет - Звук [ш] всегда твёрдый - Да. - Буква «ш». Предположения учащихся 1. Анализ строчной буквы «ш». -Потому что 2– печатные, 2- письменные. 2.Чтение слов. Слушание и анализ рассказа. Предположения детей. - Правильнее было его назвать: «Заколдованный звук», так как дети не могли произнести звук. - Мишка, Аленка, рассказчик. - Неправильное произношение звука [ш]. - Никто. - Да. Мы смеялись, когда слушали рассказ. - Чем новый звук отличается от других звуков? - Звук [ш] всегда твёрдый. Рассказывают о своих затруднениях Прикрепляют сигналы на доску.    |