СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя региональный компонент. Содержит занимательные и игровые моменты.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Проценты"»

Урок по теме: «Проценты»

«Путешествие по тропинкам математики»


Цели урока: - познакомить учащихся с понятием «процент»; способствовать формированию навыков нахождения процента от числа;

- способствовать развитию логического и математического мышления; внимания;

- воспитывать интерес к предмету и чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с рожицами; плакат «зеркало настроений»; сокровища в виде геометрических фигур, формул, знаков; сундучок.

I. Организационный момент

Вступление: За высокими горами,

За синими морями,

В тридесятом государстве

Живет прекрасная страна

Математика.

Ребята, страна «Математика» велика и у неё есть свои сокровища, одни из которых хранятся в этом сундучке. Чтобы его открыть, необходимо разгадать шифр. А для этого пройдем по некоторым тропинкам математики, где повторим ранее изученное, познакомимся с чем-то новым и разгадаем шифр.

Итак, в путь!

II. Устная работа. Ребята, перед нами три пути. Прямо пойдешь – трудный путь изберешь; направо пойдешь – в игру попадешь; налево пойдешь – новые знания найдешь. Куда же пойдем?

Попали мы с вами на поляну «Поиграй-ка», где повторим некоторые действия с десятичными дробями. Мне нужны семь храбрецов.

(Раздать таблички с цифрами и запятой)

«Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы двигаться дальше.

III. Объяснение нового материала

И стоит в стране чудесной

Новый город со дворцом

Знаки дружно там живут

Знаки терем стерегут


Под одной огромной крышей

Им просторней и светлей

Ни к чему им дом отдельный

Вместе жить им веселей.

Посмотрите на жителей дворца. Все ли они вам знакомы? А какой знак вам менее знаком или вообще не знаком? Вот о нем мы сегодня и поговорим. Так, какова же тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.


(Каждому раздать заготовки квадратов: 1 – разделен на 4 равные части, 2 – на 9 равных частей, 3 – на 100 равных частей).


1. Посмотрите на первый квадрат, на сколько равных частей он разделен? Закрасьте одну часть. Какая часть квадрата оказалась закрашенной? (1/4)

2. А на сколько частей разбит второй квадрат? Закрасьте две части. Какую часть всего квадрата мы закрасили? (2/9)

3. А третий квадрат на сколько равных частей разбит? Закрасьте одну часть. Какую часть квадрата мы закрасили? (1/100)


Ребята, вот 1/100 часть числа и называется процент.

Запишите у себя в тетрадях – 1% - 1/100 от целого (я пишу на доске).

Само слово «процент» произошло от лат. «pro centum», что означает в переводе «сотая доля». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. Речь в этой книге шла о процентах, которые тогда обозначали тремя буквами - «cto». Однако наборщик принял это обозначение за дробь и напечатал такой знак «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.

  • А если закрасим весь квадрат полностью, какая часть окажется закрашенной? (100/100). Значит целое составляет 100/100. Сколько это процентов? (100%). Значит целое составляет 100%.

  • Ребята, и в повседневной жизни мы часто говорим, что сделали что-то «На (все) сто процентов», т. е. полностью.


IV. Физкультминутка

Дети, продолжаем двигаться дальше, но прежде чем осваивать новые тропинки математики, давайте немного отдохнем и потренируем воображение.

«Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот над лесом появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Через несколько секунд Вы откроете глаза и снова окажетесь на тропинках математики отдохнувшими и полными свежих сил и энергии».


V. Коллективная работа


Ребята, теперь у нас достаточно сил, чтобы пройти по самой трудной тропинке.

Послушайте задачу: «Папа потратил премию 20 000 рублей на подарки жене и детям. 40% этой суммы он потратил на подарок жене, 30% - сыну и 30% - дочери. Все ли деньги потратил папа?»


Решение:

1) 20 000 : 100 = 200 (руб.) – 1%

2) 200 · 40 = 8 000 (руб.) – на подарок жене

3) 200 · 30 = 6 000 (руб.) – на подарок сыну

4) 200 · 30 = 6 000 (руб.) – на подарок дочери

5) 8 000 + 6 000 + 6 000 = 20 000 (руб.) – потратил папа

Ответ: папа потратил все деньги.


Устно: второй вариант решения этой же задачи:

40% + 30% + 30% = 100%


VI. Домашнее задание

Ребята, дома рассмотрите упаковку молока и, зная массу продукта и его жирность, определите, сколько грамм жира содержится в молоке.


VII. Закрепление

Работа по вариантам (рассуждают устно):

I вариант

В делегации иностранных гостей 50% говорили по-французски и 60% - по-английски. Как вы это объясните?

II вариант

Желая блеснуть знанием процентов, Вася сказал, что 60% книги он прочитал на прошлой неделе, а оставшиеся 50% - на этой. Вася не напутал?


VIII. Итог урока


Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам осталось только узнать код замка.

А для этого вспомним:

1% - это какая часть числа? (сотая)

Все число – это сколько процентов? (100%)

А 50% - это какая часть числа (половина)

Код замка – это 50% от числа 3554. Найдите его (1777).

Шифр найден, теперь мы можем открыть сундучок, но сначала раскройте мне тайну этого магического числа (год основания г. Ставрополя).


Здравствуй, город ласковый и ясный.

За твою судьбу мы все в ответе.

И за то, что ты такой прекрасный,

И за то, что ты живешь на свете.

Мы встречали праздников не мало,

Чтили их всегда тепло и свято.

И твое рождение нам стало

Самою волнующею датой.


Итак, открываем сундучок. Ребята, математика – это философия жизни, которая всегда открыта для всех и каждого, и понять её сможет тот, кто раскроет для себя тайну её знаков: цифр, формул и геометрических фигур. А это все и является настоящим сокровищем математики.


Дети, спасибо за урок. Я думаю, что мы сегодня с вами поработали на все сто, и благодаря вам на протяжении всего урока у меня было хорошее, по-настоящему весеннее настроение. Из предложенных рожиц выберете ту, которая соответствует вашему настроению, и при выходе из класса прикрепите её на наше зеркало настроений.