Урок по теме: «Проценты»
«Путешествие по тропинкам математики»
Цели урока: - познакомить учащихся с понятием «процент»; способствовать формированию навыков нахождения процента от числа;
- способствовать развитию логического и математического мышления; внимания;
- воспитывать интерес к предмету и чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с рожицами; плакат «зеркало настроений»; сокровища в виде геометрических фигур, формул, знаков; сундучок.
I. Организационный момент
Вступление: За высокими горами,
За синими морями,
В тридесятом государстве
Живет прекрасная страна
Математика.
Ребята, страна «Математика» велика и у неё есть свои сокровища, одни из которых хранятся в этом сундучке. Чтобы его открыть, необходимо разгадать шифр. А для этого пройдем по некоторым тропинкам математики, где повторим ранее изученное, познакомимся с чем-то новым и разгадаем шифр.
Итак, в путь!
II. Устная работа. Ребята, перед нами три пути. Прямо пойдешь – трудный путь изберешь; направо пойдешь – в игру попадешь; налево пойдешь – новые знания найдешь. Куда же пойдем?
Попали мы с вами на поляну «Поиграй-ка», где повторим некоторые действия с десятичными дробями. Мне нужны семь храбрецов.
(Раздать таблички с цифрами и запятой)
«Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число.
Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы двигаться дальше.
III. Объяснение нового материала
И стоит в стране чудесной
Новый город со дворцом
Знаки дружно там живут
Знаки терем стерегут
Под одной огромной крышей
Им просторней и светлей
Ни к чему им дом отдельный
Вместе жить им веселей.
Посмотрите на жителей дворца. Все ли они вам знакомы? А какой знак вам менее знаком или вообще не знаком? Вот о нем мы сегодня и поговорим. Так, какова же тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
(Каждому раздать заготовки квадратов: 1 – разделен на 4 равные части, 2 – на 9 равных частей, 3 – на 100 равных частей).
1. Посмотрите на первый квадрат, на сколько равных частей он разделен? Закрасьте одну часть. Какая часть квадрата оказалась закрашенной? (1/4)
2. А на сколько частей разбит второй квадрат? Закрасьте две части. Какую часть всего квадрата мы закрасили? (2/9)
3. А третий квадрат на сколько равных частей разбит? Закрасьте одну часть. Какую часть квадрата мы закрасили? (1/100)
Ребята, вот 1/100 часть числа и называется процент.
Запишите у себя в тетрадях – 1% - 1/100 от целого (я пишу на доске).
Само слово «процент» произошло от лат. «pro centum», что означает в переводе «сотая доля». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. Речь в этой книге шла о процентах, которые тогда обозначали тремя буквами - «cto». Однако наборщик принял это обозначение за дробь и напечатал такой знак «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
А если закрасим весь квадрат полностью, какая часть окажется закрашенной? (100/100). Значит целое составляет 100/100. Сколько это процентов? (100%). Значит целое составляет 100%.
Ребята, и в повседневной жизни мы часто говорим, что сделали что-то «На (все) сто процентов», т. е. полностью.
IV. Физкультминутка
Дети, продолжаем двигаться дальше, но прежде чем осваивать новые тропинки математики, давайте немного отдохнем и потренируем воображение.
«Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот над лесом появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Через несколько секунд Вы откроете глаза и снова окажетесь на тропинках математики отдохнувшими и полными свежих сил и энергии».
V. Коллективная работа
Ребята, теперь у нас достаточно сил, чтобы пройти по самой трудной тропинке.
Послушайте задачу: «Папа потратил премию 20 000 рублей на подарки жене и детям. 40% этой суммы он потратил на подарок жене, 30% - сыну и 30% - дочери. Все ли деньги потратил папа?»
Решение:
1) 20 000 : 100 = 200 (руб.) – 1%
2) 200 · 40 = 8 000 (руб.) – на подарок жене
3) 200 · 30 = 6 000 (руб.) – на подарок сыну
4) 200 · 30 = 6 000 (руб.) – на подарок дочери
5) 8 000 + 6 000 + 6 000 = 20 000 (руб.) – потратил папа
Ответ: папа потратил все деньги.
Устно: второй вариант решения этой же задачи:
40% + 30% + 30% = 100%
VI. Домашнее задание
Ребята, дома рассмотрите упаковку молока и, зная массу продукта и его жирность, определите, сколько грамм жира содержится в молоке.
VII. Закрепление
Работа по вариантам (рассуждают устно):
I вариант
В делегации иностранных гостей 50% говорили по-французски и 60% - по-английски. Как вы это объясните?
II вариант
Желая блеснуть знанием процентов, Вася сказал, что 60% книги он прочитал на прошлой неделе, а оставшиеся 50% - на этой. Вася не напутал?
VIII. Итог урока
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам осталось только узнать код замка.
А для этого вспомним:
1% - это какая часть числа? (сотая)
Все число – это сколько процентов? (100%)
А 50% - это какая часть числа (половина)
Код замка – это 50% от числа 3554. Найдите его (1777).
Шифр найден, теперь мы можем открыть сундучок, но сначала раскройте мне тайну этого магического числа (год основания г. Ставрополя).
Здравствуй, город ласковый и ясный.
За твою судьбу мы все в ответе.
И за то, что ты такой прекрасный,
И за то, что ты живешь на свете.
Мы встречали праздников не мало,
Чтили их всегда тепло и свято.
И твое рождение нам стало
Самою волнующею датой.
Итак, открываем сундучок. Ребята, математика – это философия жизни, которая всегда открыта для всех и каждого, и понять её сможет тот, кто раскроет для себя тайну её знаков: цифр, формул и геометрических фигур. А это все и является настоящим сокровищем математики.
Дети, спасибо за урок. Я думаю, что мы сегодня с вами поработали на все сто, и благодаря вам на протяжении всего урока у меня было хорошее, по-настоящему весеннее настроение. Из предложенных рожиц выберете ту, которая соответствует вашему настроению, и при выходе из класса прикрепите её на наше зеркало настроений.