СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Природное сообщество луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру в 3 классе по системе Занкова

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Природное сообщество луг"»

Цель урока – выяснить, какие растения произрастают на лугу, какие животные его населяют, как они взаимосвязаны, какое значение имеют луга для человека.

Задачи:

1)сформировать представление уч-ся о луге как о природном сообществе;

2)познакомить с разнообразием животных и растений луга, показать связи между ними;

3)развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

4)раскрыть значение луга, воспитывать бережное отношение к природе, воспитание коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга.

Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг.

Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Оборудование: картина с изображением луга, карточки демонстрационные и для групповой работы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, учебник и тетрадь.



Ход:

1. Организационный момент.

Учитель:

     Скорей собирайтесь

     На утренний поезд!

     Давно ожидают вас

     Травы по пояс!

     Скорее спешите

     В поля и в леса,

     Пока самоцветами

     Блещет роса!

     Вас встретит, как друга

     Лесная опушка

     Вам тысячу лет

     Нагадает кукушка!

     Вас очень хотят

     Обласкать ветерки,

     Живою водой –

     Напоить родники!

     Вам дарит огромное

     Это богатство

     Травы и деревьев

     Зелёное братство.

     Оно, постоянно

     О вас беспокоясь,

     Зовёт вас из дому

На утренний поезд.

-Мы продолжаем наше путешествие по природным сообществам. С каким сообществом мы уже познакомились? (Лес)

2. Проверка домашнего задания.

-Какое задание вы должны были подготовить? (Нарисовать знаки о правилах поведения в лесу)

- Давайте мы их рассмотрим.

3. Сообщение темы и цели урока

-Ребята, прослушайте песню и узнаете тему нашего урока. (звучит песня из мультфильма «Кто пасется на лугу»)

-О каком природном сообществе идет речь? (луг)

Тема нашего урока-природное сообщество луг

-Какие цели мы поставим перед собой? ( Узнаем какие растения и животные обитают на лугу; какие связи существуют в этом сообществе.)

4.Работа над темой урока

Растения луга

Демонстрация изображений луга (презентация)

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да травы по колено.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

-Что же такое луг? Откройте с.45 учебника. Прочитайте первый абзац (Луг –открытое пространство, поросшее травой)

Луга бывают разные. Бывают со множеством разноцветных душистых цветов, клубникой(Презентация)

Сельского жителя, которому надо кормить скот привлекает другой луг, с ценными злаковыми кормовыми травами, мятликом, тимофеевкой, лисохвостом, среди которых красуются клевер, мышиный горошек, чина. А где можно найти такие луга? Читаем последний абзац на с.46.

- Бывают луга, а бывают лужайки. Разберите по составу эти слова. Они какие? (Однокоренные)

Почему эти растениям нравится расти на лугу? (Здесь много света. Они светолюбивые)

Но на лугу можно встретить и ядовитые растения. Например, калужница, лютик, семена мышиного горошка тоже ядовиты.


Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Повороты — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.


Животный мир луга

Кто же обитает на лугу? Посмотрите на рисунок на с.46. Почему эти обитатели выбрали себе для места жительства луг? (Бабочкам, шмелю нужно много нектара, кузнечику много травы, …)

-Правильно. А давайте прослушаем информацию о других обитателях луга.

Сообщения учеников.

Коростель питается разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склёвывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве, откладывает в него до 10 яиц. Птенцы у коростеля удивительные: на цыплят похожи, но чёрные.

Канюк — крупная хищная птица, заметно крупнее вороны, с заостренным крючковатым клювом. Окраска у него простая: от сероватой до темно-бурой. Канюк ловит полевок, мышей, птиц, жуков, саранчу. Охотится днем. В апреле на высоких деревьях делает гнезда с лотком, выстланным корой, мхом, пухом. Иногда использует вороньи гнезда. В кладке бывает 2–3 яйца.

Наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный: по коричневому фону разбегаются беловатые и чёрные пестринки, горлышко - шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие семена, насекомых тоже не пропускает, охотно купается в пыли. Когда придет пора строить гнездо, выкопает перепёлка неглубокую ямку, натаскает туда травинок - вот и всё гнездо.

- А теперь попробуем опираясь на полученную нами информацию, найти взаимосвязи и составить пищевые цепи. Только для этого прочитайте текст на с.47


Клевер- шмель- перепел

Мышиный горошек- мышь- канюк

Тимофеевка-гусеница-коростель

Почему на лугу не живут крупные животные? (Негде спрятаться, …)

Значение луга для человека

-Что луг дает человеку?(Сено, лекарственные растения, ягоды)

-Как человек должен относится к лугу?

Работа в парах.

-Перед вами текст об экскурсии детей на луг. Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

5. Закрепление знаний.

А теперь поработаем в тетрадях. Задание № на с. Мы составим коллаж луг. Выберите только те растения и животных, которые относятся к сообществу луг и приклейте их.

6.Домашнее задание по выбору:

1) Изучить тексты на с.45-48, составить 3 вопроса по содержанию

2) Подготовить сообщение о животном или растении

3) Составить 3 цепи питания

4) Подобрать загадки о животных и растениях луга

5) Приготовить презентацию о растениях и животных луга



7. Итог. Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Давайте мы составим букеты. Выберите цветы и наклейте на листочки с вазами.

Если вам на уроке было все понятно- розовый цветок

не совсем все понятно - голубой

ничего не понял – желтый

У каждого ряда получится свой букет.