СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокально - хоровая работа на уроке музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вокально - хоровая работа на уроке музыки

Просмотр содержимого документа
«Вокально - хоровая работа на уроке музыки»

Вокально - хоровая работа на уроке музыки.

Пение-это наиболее доступный и демократичный вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Дети всегда поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне и глубоко выражать свои чувства, эмоции и переживания.

Встреча с песней, общение с ней всегда вызывает у детей положительные эмоции. Пение развивает у школьников музыкальный слух, память и чувство ритма. В процессе пения наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности.

Так, например, в совместном пении у детей развивается коммуникативная деятельность. В процессе пения каждый ребенок должен слушать и слышать рядом стоящих учеников, учителя, а также стараться создать с остальными единый образ и единое настроение.

Познавательная деятельность проявляется в знакомстве с, возможно, новым композитором, с новым поэтическим текстом, а может быть, и с новым музыкальным жанром, как, например, – авторская песня.

Каждая музыкальная композиция обязательно организована в ритме и темпе, что развивает у детей регулятивную деятельность, то есть каждый ребенок должен понять эти элементы музыкальной организации и подчинить себя им. Особо эмоциональное исполнение песни некоторыми детьми говорит о развитии личностной деятельности.

Главная цель учителя - научить детей правильно и красиво петь, воспитав при этом духовно-нравственную личность.

Каждый свой урок музыки я обязательно заканчиваю или начинаю песней, дети всегда с нетерпением ждут этого момента. Жаль, что на это отводится совсем немного времени-10-15мин. от урока, так как в настоящее время мы имеем не урок пения, а урок музыки, а этот урок является комплексным. Но традиционно последний урок четверти я стараюсь посвящать только пению. К сожалению, за столь короткое время нельзя решить всех вокальных задач, но постараться привить любовь к песне, познакомить детей с разнообразным вокальным творчеством и научить некоторым вокальным навыкам можно.

Процесс формирования вокальных навыков я разделяю на следующие составляющие:

- певческая постановка и постановка дыхания;

- развитие артикуляционного аппарата , работа над дикцией и звукообразованием;

- развитие ритмического ощущения и памяти;

- развитие мелодического слуха и памяти;

- развитие звуковедения;

- первичные навыки многоголосного пения;

На каждом уроке следует обязательно работать над развитием всех этих составляющих . Для этого используются как упражнения, так и песни.

Регулятивные учебные действия состоят в том, что ребенок должен четко представлять себе последовательность и значимость каждого из этапов действий. Процесс подготовки к пению состоит из следующих компонентов : дети встают, выходят из-за столов, спокойно опускают руки, ноги ставят устойчиво, то есть на ширине плеч, спина должна быть ровной, плечи чуть отведены назад. В этой позиции мы начинаем делать сначала упражнения на дыхание.

1.Вдохнуть аромат розы.

2.Вдох через нос, выдох через рот. Вдох и выдох должны быть очень активными.

Каждое упражнение повторяется по 4 раза затем пауза и еще 4 раза.

Развитие речевого аппарата я тоже осуществляется через комплекс упражнений:

1.Верхнюю губу опустить вниз.

2.Нижнюю губу поднять вверх.

3.Кончиком языка дотянуться до кончика носа.

4.Языком «почистить» зубы в одну и в другую стороны.

5.Губы плотно сжать, а затем плавно широко растянуть рот.

Каждое упражнение повторять по 8 раз. Дети с удовольствием делают все эти упражнения. Сначала я их провожу сама, а затем , убедившись в том, что дети хорошо запомнили порядок и способ исполнения, любой желающий может стать учителем, а учитель занимает место ученика. Главное – упражнения проводить в данной последовательности и ее не менять, тогда любой первоклассник легко справляется с ролью учителя, что формирует его личностную и регулятивную деятельность.

После артикуляционной гимнастики мы обычно говорим 2-3 скороговорки:

1.- От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

2.- Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.

3.- Сшит колпак не по-колпаковски, некому колпак переколпаковать,

Кто колпак переколпакует, тому три колпака гороха.

4.- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

Эти скороговорки можно использовать в различных комбинациях, при этом следует учитывать возраст и умения детей. Иногда к произношению скороговорок я добавляю хлопки в ладоши для того, чтобы дети лучше чувствовали темп и ритм слова. Обычно эти упражнения я использую в качестве т.н. физкультминутки, поэтому иногда провожу их через 15-17мин. от начала урока либо перед упражнениями на дыхание. Этих упражнений тоже несколько, но проводить их можно в любое время, но лучше в данном порядке, т.к. они располагаются по степени сложности.

1.»Эхо». Учитель хлопает ритмический рисунок, а затем дети по его команде повторяют. Важно, чтобы дети точно выполняли команду учителя, а тот, в свою очередь, четко пользовался дирижерскими жестами : Внимание и Вступление.

2.»Испорченный телефон». Учитель передает ритмический рисунок одному ребенку , а тот передает следующему и так дальше по цепочке. Важно, чтобы ритм дошел до учителя без искажения. Как правило, в процессе игры некоторые дети искажают его, но обязательно есть дети, которые ритм уточняют, их необходимо поощрять.

3.»Маятник». Дети ставят ноги на ширину плеч и начинают раскачиваться все одновременно сначала вправо, а затем - влево. Учитель словами «вправо, влево» устанавливает темп раскачивания, после чего начинает хлопать ритмический рисунок в темпе раскачивания. После команды учителя, состоящей из 2-х дирижерских жестов, дети повторяют заданный ритм. Важно - не останавливать раскачивания во время всей игры и при этом хлопать в ладоши.

Эти упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и памяти, внимания. Еще важно отметить, что, как и в предыдущем разделе, здесь каждый ребенок тоже может стать учителем. Но в ритмических упражнениях, кроме личностной и регулятивной деятельности, еще развивается коммуникативная и познавательная деятельность.

Вокальная работа начинается тоже с вокальных упражнений. Здесь обязательно следует учитывать возрастные особенности детей, поэтому я выделила 3 группы распевок.

Для младших школьников:

- Пропевание гласных « а,о,у « на штрих легато на 3-4 нотах от «ре» 1-й октавы вверх и вниз

- Распевка со словами: « Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,

Две трубы, сто колес, машинистом-рыжий пес».

При работе с младшими школьниками следует постоянно и пристально обращать внимание на звукообразование при пении.

Для средних школьников:

- Мелодическая попевка на слог «ле» на штрих легато

- Мелодическая скороговорка: «Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели карамель на мели ели.»

- Пение канона « Во поле береза стояла».

Класс разбить на 2-3 или 4 группы (количество групп зависит от вокальной подготовки класса) и исполнять попевку через определенный интервал: Во поле бе – и следующая группа и т.д.


Для старших школьников:

- Мелодическая попевка на слогах нот «До ,ре, до, ми, до, фа, до, соль, соль, соль ,фа ,ми, ре ,до.» . При исполнении используется штрих стаккатто.

- Пение канона « Вива ля музыка».

В «поющих» классах можно использовать интервальные попевки, т.е. пение терций или трезвучий по полутонам вверх и вниз в объеме квинты.

Все эти попевки исполняются вверх и вниз по полутонам.

Кроме мелодической настройки, на этих распевках вырабатывается навык общехорового и цепного дыхания, а также обучение пению с различными приемами звуковедения: стаккатто, нон- легато и легато.

После всей этой подготовительной работы необходимо перейти непосредственно к работе над песней.

Если это произведение новое, то учитель должен всегда показывать его целиком, все куплеты, максимально выразительно, иногда можно воспользоваться и записью. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Показать произведение надо так, чтобы каждый ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.

После показа непременно обсуждаем услышанное детьми: выясняем, как они поняли содержание песни, ее характер в общих чертах, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания.

Как же происходит разучивание песни? Традиционно песня разучивается по фразам, но перед тем как петь детям, учитель еще раз пропевает им эти фразы, а затем они повторяют их за ним. Во время разучивания следует внимательно следить за точностью интонирования мелодии и правильностью произношения звуков, особенно у младших школьников, так как у многих детей сегодня наблюдается нарушение фонематического слуха. Эта проблема прослеживается в искажении слогов и букв, а иногда в их пропуске в различных частях слова.

И так мы разучиваем по фразам весь 1-й куплет. Если позволяет время, то сразу же мы работаем над фразировкой и динамикой этого куплета, прослеживаем особенности закономерностей построения мелодии. При работе над образным интонированием я всегда использую дирижерские жесты, помогающие детям лучше передавать образ; с младшими школьниками - прием пластического интонирования, который помогает им лучше осознать особенности штрихов и звукообразования.

Следующий урок посвящается разучиванию остальных куплетов, заостряется внимание на тех же проблемах, что и в 1-м куплете.

Иногда можно разучивать всю песню целиком, а на последующих занятиях работать над художественным исполнением песни. Это зависит от сложности песни, от количества времени на уроке и от вокальных и интеллектуальных способностей класса. Что касается текста песен, то с младшими детьми учим сразу наизусть параллельно с мелодией, а в среднем и старшем звене текст записываем на уроке в тетрадь, но на следующем уроке поем наизусть. Практика показала, что такой вид деятельности способствует работе над музыкой, не отвлекаясь на знании текста. Главной и неотъемлемой частью текста является его содержание, которое создает эмоциональный строй всего произведения. Исходя из текста, совместно с детьми формируем динамику, фразировку и темп произведения, т.к. текст неразрывно связан с музыкальной интонацией ( здесь следует понимать слово «интонация» как выразительная передача музыкальной мысли). Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательностью фонем. Нарушение этого правила приводит к тому, что часто можно слышать как хорошо звучит у детей 1-й куплет, а остальные все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выученная мелодия гарантирует высокое качество вокального звучания. Надо опираться на то, что дети с удовольствием включают образное мышление, чтобы передать эмоциональный строй песни, а это способствует использованию определенных музыкальных средств для создания того или иного образа. Эта очень важная работа, т.к. в музыке главное – это создание и передача образа.

Результатом работы учителя музыки, видимо, все-таки надо считать не конкретные оценки учащихся классов, а реальное участие детей в музыкальных номерах различных праздников, концертов, воспитательных мероприятий.