ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий является для современной школы одной из важных задач. В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут формированы орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике.
Неумение выделять орфограммы при письме еще одна из причин, тормозящих формирование орфографических умений. Школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно, а правила, в этом случае, оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Большое внимание в обучении орфографии уделяется новым технологиям, к которым можно отнести тестовые задания.
Проблемой формирования орфографических умений занимались: Д. Н. Богоявленский [3], П. С. Жедек [12], В.Ф. Иванова [14], В.Д. Одегова [23], Л.И. Разумовская [25], Н.С. Рождественский [26].
Однако, несмотря на большое внимание к вопросам формирования орфографических умений младших школьников в научно-педагогической литературе, недостаточно хорошо освещены такие вопросы, как формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий.
Исходя из выше изложенного, возникает противоречие между необходимостью формирования орфографических умений младших школьников на уроках русского языка и недостаточной разработанностью методической литературы по формированию орфографических умений младших школьников посредством применения тестовых заданий на уроках русского языка.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий?
Цель исследования – выявление и обоснование педагогических условий формирования у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий.
Объект исследования – уроки русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – формирование у младших школьников орфографических умений.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий обеспечивается, если:
1) младшие школьники овладевают знаниями о правилах, устанавливающих написание слов;
2) младшие школьники отрабатывают умения находить орфограмму, устанавливать тип орфограммы, применять правило, осуществлять орфографический самоконтроль на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий.
Задачи исследования:
1) изучить педагогическую литературу по проблеме формирования у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий;
2) раскрыть характеристику орфографических умений младших школьников;
3) проанализировать УМК «Школа 2100» и учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой;
4) разработать, описать педагогические условия формирования у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка посредством применения тестовых заданий.
В работе нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, цитирование, сравнение, обобщение, тестирование.
База исследования: исследование проводилось на базе
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих формирование у младших школьников орфографических умений посредством применения тестовых заданий.
Практическая значимость исследования определяется в подборе методик, направленных на формирование у младших школьников орфографических умений посредством применения тестовых заданий.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.