СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и развитие способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие способностей учащихся»

Выявление и развитие способностей обучающихся.

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Одним  из главных направлений  моей работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

  Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями, администрацией, родителями.  Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:

- диагностики потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

- анализ успехов и достижений ученика;

- развитие способностей;

­­- «пробы сил» в том или ином виде деятельности, например, участия обучающихся во Всероссийских акциях, в очных олимпиадах школьного и городского уровня, практической конференции «Росток» и межрайонной конференции «Да святится имя твое…».

- учета мнений учителей – предметников и родителей;

- представление результатов одарённых детей на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

         

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строю по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

  Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Провожу педагогическую  диагностику и использую данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированности предпосылок к овла­дению грамотой  и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями, психологом.    Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъяснения, "Что такое педагогическая диагностика",  родителям будущих первоклассников  может служить родительское собрание.

На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям. Использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.







Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

2020-2021

1 класс

10 слов» А.Р.Лурия (память),

«Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов

(внимание)2

Психодиагностика творческого мышления

Елены Туник


Тест «Способности школьника»

2021-2022

2 класс

Мониторинг предшкольного
образования. Р.С. Немов( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).

Тест школьной зрелости К.Йерасека.

Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин,

А.Л.Венгер3

Диагностика
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Тест креативности Торранса


Анкетирование
«Отношение к
здоровью»


2022-2023

3 класс

Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,

А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев4

Листы наблюдений за
формированием УУД,

Тест креативности Торранса



Диагностика отношения
ребенка к здоровью и
здоровому образу жизни

2023-2024

4 класс

«10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти),

«Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте

(внимание)5


Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова



1Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

2 Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

3 Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов . Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост.И.В.Возняк-Волгоград : Учитель, 2016.-83 с.

4 Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

5Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.



Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

Учебный год

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2020-2021

1 класс

Занятия по программам внеурочной деятельности «Школа будущих отличников»,

« Грамотей», « Экологическая азбука».

Выполняя работы по карточкам дети углубляют и закрепляют свои знания по математике, русскому языку, окружающему миру, знакомятся с основами предпринимательской деятельности. Участвуют в предметных олимпиадах.



Конкурсы,

занятие в кружках «Кудесники», «Ритмика»,

индивидуальные и групповые занятия.



Родительские собрания. Занятия в спортивных секциях (футбол, каратэ, самбо, шахматы, цирковая студия). Кросс Нации,

спортивные соревнования: «Весёлые старты»,

«Мама, папа, я –спортивная семья» и др.

2021-2022

2класс

Занятия по программам внеурочной деятельности «Школа будущих отличников», « Грамотей», « Экологическая азбука».

Рефераты, презентации, тестирование

исследовательских проектов «Росток», « Да святится имя твоё»

предметные олимпиады.


Конкурсы,

занятие в кружках «Кудесники», «Ритмика», «Культура Бурятии и бурятский язык»,

индивидуальные и групповые занятия.


Уроки здоровья, походы обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Занятия в спортивных секциях (футбол, каратэ, самбо, шахматы, цирковая студия).

Сдача норм ГТО, Кросс Нации,

спортивные соревнования: «Весёлые старты»,

«Мама, папа, я –спортивная семья» и др.

2022-2023

3 класс

Занятия по программам внеурочной деятельности «Школа будущих отличников», « Грамотей»,

Рефераты, презентации, тестирование

исследовательских проектов «Росток», « Да святится имя твоё»

предметные олимпиады, Работа на образовательной платформе «Учи.ру».

Конкурсы,

занятия в кружках «Кудесники», «Ритмика», «Культура Бурятии и бурятский язык»,

индивидуальные и групповые занятия.

Литературные викторины, наблюдения, подготовка к празднованию 50-летия со дня строительства БАМа (инсценированные песни, стихотворения)

Родительские собрания. Занятия в спортивных секциях (футбол, каратэ, самбо, шахматы, цирковая студия). Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий.

Кросс Нации,

спортивные соревнования: «Весёлые старты»,

«Мама, папа, я –спортивная семья» и др.

2023-2024

4 класс


Занятия по программам внеурочной деятельности «Школа будущих отличников», « Грамотей»,

Рефераты, презентации, тестирование

исследовательских проектов «Росток»,

предметные олимпиады,

Работа на образовательной платформе «Учи.ру».


Занятие в кружках «Кудесники», «Ритмика», «Культура Бурятии и бурятский язык»,

Конкурсы,

индивидуальные и групповые занятия


Занятия в спортивных секциях (футбол, каратэ, самбо, шахматы, цирковая студия). Родительские собрания, Дни Здоровья, спортивные секции

Весёлые старты, конкурс рисунков. Сдача норм ГТО.

Кросс Нации,

спортивные соревнования: «Весёлые старты»,

«Мама, папа, я –спортивная семья» и др.



1.На уроках «Литературного чтения» учащиеся часто работают в группах, инсценирует произведения, презентуют книжки-малышки, рукописные журналы.

2.Большинство уроков «Окружающего мира» проходят в форме конференций, на которых
ученики представляют свои презентации, фоторепортажи, модели и опыты.
3.Уроки изобразительного искусства и технологии решают проблемы
межличностных отношений, дают возможность каждому проявить свою фантазию и развивать воображение..
4. Особое внимание уделяю методу проекта. Учащиеся с удовольствием составляют
краткосрочные и долгосрочные проекты.

5. Прекрасным средством воспитания и обучения младшего школьника является игра.

На уроках математики и внеурочной деятельности осуществляю работу по развитию логического мышления.



Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Методика «Карта одаренности»

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, идей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа, человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и. занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).







Лист ответов.

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80