Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие способностей учащихся»
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1 - выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2 - развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Современный учитель должен осуществлять педагогическую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированностъ предпосылок к овладению грамотой и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями, психологом. Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъяснения, «Что такое педагогическая диагностика», родителям будущих первоклассников может служить родительское собрание.
На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям.
Я использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся, анкетирование, диагностики. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.
Основные направления развития: творческое, интеллектуальное, спортивное.
По 1 направлению провожу классные праздники-концерты, инсценировки, принимаем классом участие в конкурсах поделок, рисунков, конкурсе чтецов, в школьных концертах. Ребята посещают кружки «Кукольный театр», «Весёлые петельки», «Занимательная грамматика». По 2 направлению использую КВН, викторины, загадки, нестандартные задачи, ребусы, логические задачи, проекты, олимпиады, исследовательские работы. По 3 направлению провожу эстафеты, соревнования, игры.