СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МКОУ "Школа-интернат №5 г. Нижнеудинск "






РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.


УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ID 4508345)


Занимательный русский язык

для обучающихся классов















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Занимательный русский язык]]

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательного русского языка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательному русскому языку” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Занимательный русский язык]] В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах, в 1 классе 35 минут.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Занимательный русский язык]]

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов,

- дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Занимательный русский язык]]


1 КЛАСС

«Путешествие по стране слов»


2 КЛАСС

«Секреты орфографии»


3 КЛАСС

«Занимательное словообразование»


4 КЛАСС

«Занимательная лингвистика»


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

  • определять и формулироватьцель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работатьпо предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Личностные результаты

оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

      • эмоциональность; умение осознаватьи определять (называть) свои эмоции;

      • эмпатия – умение осознаватьи определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

      • чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

      • любовьи уважение к Отечеству, его языку, культуре;

      • интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

      • интереск письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

      • интереск изучению языка;

      • осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.

      • Познавательные УУД:

        • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

        • пользоваться словарями, справочниками;

        • осуществлять анализ и синтез;

        • устанавливать причинно-следственные связи;

        • строить рассуждения;

      • Коммуникативные УУД:

        • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

        • Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

        • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

        • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

        • задавать вопросы.

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Основное содержание


Основные виды деятельности


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Вводное занятие. «Великий и могучий русский язык».

1




2

В мире безмолвия и неведомых звуков

1




3

В страну слов. Первые встречи. Занимательные игры с буквами

1




4

К тайнам волшебных слов.

1




5

Выбор друзей в Стране Слов

1




6

К несметным сокровищам Страны Слов.

1




7

К несметным сокровищам Страны Слов.

1




8

Чудесные превращения слов.

1




9

В гости к Алфавиту.

1




10

К тайнам звуков и букв.

1




11

Встреча с Радугой.

1




12

В Страну Говорящих Скал.

1




13

В глубь веков на Машине времени.

1




14

В Королевстве ошибок.

1




15

В Страну Слогов.

1




16

Фокусник Ь.

1




17

Неожиданная остановка в пути.

1




18

В удивительном городе Неслове.

1




19

«Крылатые» слова и выражения.

1




20

Чудеса в Стране Слов.

1




21

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1




22

Слова-друзья. Слова-спорщики.

1




23

На карнавале слов.

1




24

В Театре близнецов.

1




25

Конкурс знатоков

1




26

Новое представление.

1




27

Необычный урок.

1




28

Следопыты развлекают гостей.

1




29

В Клубе весёлых человечков.

1




30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1




31

Экскурсия в прошлое.

1




32

Полёт в будущее.

1




33

Итоговое занятие.

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33


2 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Основное содержание


Основные виды деятельности


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Как обходились без письма?

1




2

Древние письмена.

1




3

Как возникла наша письменность?

1




4

Меня зовут Фонема.

2




5

Для всех ли фонем есть буквы?

2




6

«Ошибкоопасные» места

1




7

Тайны фонемы

1




8

Опасные согласные

2




9

На сцене гласные

1




10

«Фонемы повелевают буквами»

1




11

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1




12

Ваши старые знакомые

1




13

Правила о непроизносимых согласных

2




14

Волшебное средство – «самоинструкция»

2




15

Строительная работа морфем

2




16

Где же хранятся слова?

2




17

Поговорим о всех приставках сразу

2




18

Слова – «родственники»

2




19

Кто командует корнями?

3




20

«Не лезьте за словом в карман!»

2




21

«Пересаженные» корни

1




22

Итоговое занятие

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


3 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Основное содержание


Основные виды деятельности


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Сказочное царство слов.

1




2

Путешествие в страну Слов.

2




3

Чудесные превращения слов.

2




4

В гостях у слов- родственников.

2




5

Добрые слова.

2




6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1




7

Новые слова в русском языке.

2




8

Встреча с зарубежными друзьями.

1




9

Синонимы в русском языке.

2




10

Слова- антонимы.

1




11

Слова- омонимы.

1




12

Крылатые слова.

1




13

В королевстве ошибок.

2




14

В стране Сочинителей.

2




15

Искусство красноречия.

2




16

Праздник творчества и игры.

1




17

Трудные слова.

2




18

Анаграммы и метаграммы.

2




19

Шарады и логогрифы.

2




20

Откуда пришли наши имена.

1




21

Занимательное словообразование.

1




22

КВН по русскому языку.

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


4 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Основное содержание


Основные виды деятельности


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


1

Что такое орфоэпия?

1




2

Что такое фонография или звукозапись?

1




3

Звуки не буквы!

1




4

Звучащая строка.

1




5

Банты и шарфы.

1




6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1




7

Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях.

1




8

Имена вещей.

1




9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1




10

В царстве смыслов много дорог.

1




11

Как и почему появляются новые слова?

1




12

Многозначность слова.

1




13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1




14

Об одном и том же - разными словами.

1




15

Как возникают названия.

1




16

Слова – антиподы.

1




17

Фразеологические обороты.

1




18

Словари «чужих» слов.

1




19

Капитан и капуста.

1




20

«Он весь свободы торжество».

1




21

Мы говорим его стихами.

1




22

Слова, придуманные писателями.

1




23

Слова уходящие и слова – новички.

1




24

Словарь языка Пушкина.

1




25

Смуглая Чернавка.

1




26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1




27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1




28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1




29

Словарь- грамотей.

1




30

Научная этимология.

1




31

Какие бывают имена?

1




32

Древнерусские имена.

1




33

Отчество и фамилия.

1




34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Вводное занятие «Великий и могучий русский язык».

1




2

В мире безмолвия и неведомых звуков.Разыгрывание немых сцен.

1




3

В страну слов. Первые встречи. Занимательные игры с буквами.

1




4

К тайнам волшебных слов. Разгадывание загадок.

1




5

Выбор друзей в Стране Слов. Отработка навыка наблюдательности.

1




6

К несметным сокровищам Страны Слов. Беседа о богатстве русского языка.

1




7

К несметным сокровищам Страны Слов. Конкурс на лучшее толкование слов.

1




8

Чудесные превращения слов. Практическая работа.

1


1


9

В гости к Алфавиту. Знакомство с орфографическим словарем.

1




10

К тайнам звуков и букв. Практическая работа.

1


1


11

Встреча с Радугой. Знакомство с текстами-описаниями.

1




12

В Страну Говорящих Скал. Знакомство с тайнами рисунчатого письма.

1




13

В глубь веков на Машине времени. Предки алфавита. Разгадывание ребусов.

1




14

В Королевстве ошибок. Развитие орфографической зоркости.

1




15

В Страну Слогов. Разгадывание головоломок.

1




16

Фокусник Ь. практическая работа.

1


1


17

Неожиданная остановка в пути. Отработка четкого произношения.

1




18

В удивительном городе Неслове. Развитие навыка работы со словарем.

1




19

«Крылатые» слова и выражения. Развитие навыка работы со словарем.

1




20

Чудеса в Стране Слов. Угадывание слов по их значению.

1




21

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Работа со словарем омонимов.

1




22

Слова-друзья. Слова-спорщики. Работа со словарями антонимов и синонимов.

1




23

На карнавале слов. Практическая работа.

1


1


24

В Театре близнецов. Практическая работа.

1


1


25

Конкурс знатоков. Применение полученных навыков.

1




26

Новое представление. Применение полученных навыков.

1




27

Необычный урок. Применение полученных навыков.

1




28

Следопыты развлекают гостей. Практическая работа.

1


1


29

В Клубе весёлых человечков. Практическая работа.

1




30

К словам – родственникам. Почему их так назвали. Работа со словообразовательным словарем.

1




31

Экскурсия в прошлое. Знакомство с архаизмами и историзмами.

1




32

Полёт в будущее. Знакомство с неологизмами.

1




33

Итоговое занятие. Применение полученных навыков.

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

6


2 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Как обходились без письма. Сигналы и символы. Практическая работа

1


1


2

Древние письмена. Рисуночное письмо. Практическая работа.

1


1


3

Как возникла наша письменность. Составление своего алфавита.

1




4

Меня зовут Фонема. Выделение гласных и согласных фонем.

1




5

Меня зовут Фонема. Практическая работа.

1


1


6

Для всех ли фонем есть буквы: звонкие и глухие фонемы. Практическая работа.

1


1


7

Для всех ли фонем есть буквы: твердые и мягкие фонемы. Практическая работаработа.

1


1


8

Для всех ли фонем есть буквы: таинственная буква. Практическая работа.

1


1


9

Ошибкоопасные» места. Развитие орфографической зоркости.

1




10

Тайны фонемы. Составление памятки-подсказки.

1




11

Опасные согласные. Сонорные согласные. Практическая работа.

1


1


12

Опасные согласные. Слабая и сильная позиция. Выбор способа проверки.

1




13

На сцене гласные. Ударение. Практическая работа.

1


1


14

Фонемы повелевают буквами. Разгадывание ребусов.

1




15

Когда ь пишется, а когда не пишется. Практическая работа.

1


1


16

Ваши старые знакомые. Развитие орфографической зоркости.

1




17

Правила о непроизносимых согласных. Выбор способа проверки.

1




18

Правила о непроизносимых согласных. Практическая работа.

1


1


19

Волшебное средство – «самоинструкция». Знакомство с термином.

1




20

Волшебное средство – «самоинструкция». Практическая работа.

1


1


21

Строительная работа морфем. Практическая работа.

1


1


22

Где хранятся слова. Знакомство со словарем.

1




23

Где хранятся слова. Практическая работа.

1


1


24

Поговорим о всех приставках сразу. Знакомство с ролью приставок.

1




25

Поговорим о всех приставках сразу. Практическая работа.

1


1


26

Слова – «родственники». Знакомство с понятием «родственные слова».

1




27

Слова – «родственники». Практическая работа.

1


1


28

Кто командует корнями. Чередование гласных в корне.

1




29

Кто командует корнями. Развитие орфографической зоркости

1




30

Кто командует корнями. Практическая работа.

1


1


31

«Не лезьте за словом в карман!». Непроверяемые гласные. Практическая работа.

1


1


32

«Не лезьте за словом в карман!». Развитие орфографической зоркости.

1




33

«Пересаженные» корни. Работа со словарем.

1




34

Итоговое занятие. Применение полученных навыков.

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

17


3 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Сказочное царство слов. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

1




2

Путешествие в страну Слов. Знакомство с тематическими группами слов.

1




3

Путешествие в страну Слов. Разгадывание и составление загадок.

1




4

Чудесные превращения слов. Практические задания

1


1


5

Чудесные превращения слов. Практические задания.

1


1


6

В гостях у слов-родственников. Объединение в группы родственных слов

1




7

В гостях у слов-родственников. Подбор родственных слов.

1




8

Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка.

1




9

Добрые слова. Практические задания.

1


1


10

Экскурсия в прошлое. Знакомство с устаревшими словами.

1




11

Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке.

1




12

Новые слова в русском языке. Практические задания.

1


1


13

Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами.

1




14

Синонимы в русском языке. Знакомство со словами-синонимами.

1




15

Синонимы в русском языке. Практические задания.

1


1


16

Слова антонимы. Знакомство с антонимами, нахождение антонимов в тексте.

1




17

Слова омонимы. Знакомство с омонимами и их ролью в речи.

1




18

Крылатые слова. Работа с выражениями, употребляемыми в прямом и переносном смысле.

1




19

В королевстве ошибок. Нахождение и исправление орфографических ошибок в тексте.

1




20

В королевстве ошибок. Отработка правильного произношения слов.

1




21

В стране Сочинителей. Беседа о рифмах. Сочинение своих четверостиший

1




22

В стране Сочинителей. Составление рассказа на заданную тему.

1




23

Искусство красноречия. Знакомство с понятием. Пересказ заданного текста.

1




24

Искусство красноречия. Упражнение в создании своего текста для публичного выступления.

1




25

Праздник творчества и игры. Выполнение творческих заданий.

1




26

Трудные слова. Знакомство с этимологией слов, их точным значением.

1




27

Трудные слова. Работа с распознаванием «опасных» мест в словах.

1




28

Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм.

1




29

Анаграммы и метаграммы. Практические задания.

1


1


30

Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов.

1




31

Шарады и логогрифы. Составление шарад и логогрифов.

1




32

Откуда пришли наши имена. История возникновения имен.

1




33

Занимательное словообразование. Практические задания.

1


1


34

КВН по русскому языку. Выполнение заданий творческого характера.

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

7


4 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Что такое орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

1




2

Что такое фонография или звукозапись. Расширение знаний о буквах и звуках

1




3

Звуки не буквы. Составление транскрипций.

1




4

Звучащая строка. Развитие фонематического слуха.

1




5

Банты и шарфы. Знакомство с нормами произношения.

1




6

«Пигмалион» учит орфоэпии. Отработка правильной постановки ударения в словах.

1




7

Знакомство с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков.

1




8

Лексическое значение слов. Обогащение словарного запаса учащихся.

1




9

О словарях энциклопедических и лингвистических. Обучение умению пользоваться различными словарями.

1




10

Многозначные слова. Практическая работа.

1


1


11

Как и почему появляются новые слова. Знакомство с появлением новых слов в русском языке.

1




12

Многозначность слова. Знакомство с прямым и переносным значением слов.

1




13

Понятие этимология. Определение первоисточников слов.

1




14

Синонимический ряд. Работа со словами-синонимами.

1




15

Как возникают названия. Развитие речевых умений.

1




16

Слова – антиподы. Работа с пословицами и поговорками.

1




17

Фразеологические обороты. Правильное употребление их в речи.

1




18

Устойчивые обороты. Работа со словарем иностранных слов.

1




19

Знакомство с историей происхождения и образования слов. Работа со словарем.

1




20

Живая народная речь и литературный язык. Изучение языковых особенностей.

1




21

Крылатые выражения и афоризмы. Введение понятий. Обогащение словарного запаса.

1




22

Индивидуально-авторские неологизмы. Нахождение их в тексте.

1




23

Устаревшие слова, архаизмы. Работа над правильным употреблением архаизмов.

1




24

Словарь языка Пушкина. Работа со словарем.

1




25

Особенности древнерусских имен на примере произведений А.С.Пушкина. Значение древнерусских имен.

1




26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Правильное употребление паронимов в устной речи.

1




27

Виды паронимов и способы их образования. Практическая работа.

1


1


28

Работа со словарем паронимов. Отработка умения правильно употреблять паронимы в речи.

1




29

Орфографический словарь. Работа с орфографическим словарем.

1




30

Научная этимология. Работа с этимологическим словарем.

1




31

Какие бывают имена. Знакомство с наукой «ономастика».

1




32

Древнерусские имена. Работа с этимологическим словарем.

1




33

Отчество и фамилия. Знакомство с наукой «антропонимика»

1




34

Введение понятия «метафорическая номинация».

1




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

2