СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Живая и неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация элементов живой и неживой природы, выявление признаков данных категорий.

Просмотр содержимого документа
«"Живая и неживая природа"»

Тема:Неживая и живая природа



Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Цель урока: познакомить с понятиями «неживая природа» и «живая природа», продемонстрировать отличительные признаки объектов живой и неживой природы

Планируемые результаты:


  • личностные:

  • развитиенавыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование навыков бережного отношения к ценностям окружающего мира;


  • предметные:

  • знакомство с понятиями «живая природа», «неживая природа»;

  • развитие навыков: различать объекты живой и неживой природы, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире


  • метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формирование умения планировать учебные действия;

  • освоение способов решения проблем поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

  • готовность ксотрудничеству


Оборудование:

УМК

Технические средства

Т.Н. Максимова, Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива», М.: «Вако», 2017.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», Учебник для 1-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2016.


интерактивная доска

мультимедийный проектор

ПК

Документ-камера

Экранно-звуковые пособия

Учебно-практическое оборудование

мультимедийная презентация «

предметы неживой природы: камень, береста, веточка дерева

музыкальное сопровождение для работы в группах

Злата Бобрицкая «Школа»

аудиозапись для физминутки

Олег Касьянов «Песня о жирафе»

Дидактический материал

демонстрационный

раздаточный

карточки: (на белом фоне):

природа

живая

неживая

план работы в группах – обучающиеся объединяются в группы по два человека и работают сообща, находя компромисс, правильный ответ

карточки - иллюстрации: объекты живой природы


план отчета – на карточке представлено 4 ряда, в каждом из которых 4 предмета, один из них лишний

«светофоры» для взаимооценки деятельности



Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Открываем заседание Учёного совета. Сегодня на уроке вы - учёные – исследователи.

- Что значит исследовать?



- А вот как дано определение в толковом словаре (читает учитель или хорошо читающий ребенок):

Исследовать –


- А кого называют исследователем?

- Исследователи, проверим готовность к проведению исследования: на парте лежит учебник,тетрадь,пенал




Высказывают свои предположения:

- Исследовать, значит осматривать, изучать чего-либо.




человек, занимающийся научными исследованиями. 

Высказывают свои предположения:

Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Результат:обучающиеся получили эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверили готовность к учебному занятию



  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Назовите предметы общим словом – понятием:



1) Машина, автобус, трамвай.

2) Неваляшка, кукла, мяч…

3) Сапоги, тапочки,туфли…

- Что объединяет эти три группы предметов?


Называют обобщающее слово, оценивают ответ одноклассника с помощью сигнала «светофор»:


это транспорт;

это игрушки;

это обувь;

Это предметы, которые сделаны руками человека.

Они не относятся к объектам природы


Результат: обучающиеся вспомнят основные понятия: природа (проходили на прошлом уроке, что природа – это все, что не сделано руками человека), предметы, которые не относятся к объектам природы

  1. Постановка учебной задачи(подводящий диалог)


Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что обучающиеся не знакомы с понятием «живая природа» и не умеют дифференцировать ее от неживой природы


Деятельность учителя

Деятельность ученика

демонстрирует игрушку кота, иллюстрации: солнце, «листок от дерева, камень, нужно – Рассмотрите иллюстрации. Назовите, что изображено.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке, на какие группы можно разделить эти предметы? Может быть, кто-то знает, как можно назвать группу объектов?



предоставляют индивидуальные ответы.


- Живые и неживые предметы.

Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость научиться всем точно дифференцировать элементы живой и неживой природы.


  1. Открытие нового знания


Цель: выявление признаков объектов живой и неживой природы


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Назовите признаки живой и неживой природы.

Оформляет схематично на доске свойства живой и неживой природы.




- Приведите примеры живой и неживой природы, пользуясь схемой, на доске.

- Объединившись в пары, обсудите и назовите иллюстрации живой и неживой природы в учебнике.

Природа

живая неживая

(признаки)

-Живой объект – рождается, живет, питается, растет, умирает.

-Неживой предмет – не рождается, не дышит, не питается, не умирает.

- Живая природа: кот, растение; неживая – снег, дождь

Дети работают в малых группах по два человека, называют объекты живой и неживой природы

- Солнце, звезды, облака, вода, камни.

- Животные, птицы, дерево, гриб, рыба

Результат: изучение признаков живой и неживой природы.


Цель: представить результаты работы группы всему классу

Результат:в ходе обсуждения результатов,учащиеся знакомятся с разными свойствами живой природы и делают, вывод, что предметы неживой природы такими свойствами не обладают, т.е. не рождаются, не дышат, не питаются, не умирают.


Динамическая пауза

Цель: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Встаньте возле парт. Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку «Рыбки»

Ученики выполняют комплекс упражнений

Результат: избежание перегрузки обучающихся, развитие эмоциональности речи


  1. Первичное закрепление

Цель: применение новых знаний в стандартнойучебной ситуации


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- В тетради по окружающему миру, нарисуйте предмет, который вам больше всех нравится в живой природе

Рисуют предмет в тетради.

Результат: обучающиеся закрепили знания о признаках объектов живой и неживой природы

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Какойобъект лишний?



- Все закончили, пусть один из вас выйдет к документ-камере и покажет свой результат, а остальные с помощью «светофора» скажут, согласны они или нет.

- А может ли существовать живая природа без неживой?Можно даже привести пример – сможет ли вырасти цветок (живая природа) без солнца и воды (неживая природа)


Дети работают с раздаточным материалом (карточками), должны обвести лишний предмет

Один ученик выходит и объясняет свои ответы.



- Нет.

- Нет, не сможет.

Результат:обучающиеся делают вывод, что не может существовать живая природа без неживой.


  1. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Что нового узнали?


- Как узнали, что помогло?


- Назовите признаки объектов живой природы.



- Где пригодятся знания?



- Оцените свое эмоциональное состояние на учебном занятии?







- Какими новыми знаниями поделишься дома, с родителями?



Узнали, как отличить объекты живой природы от неживой.

Мы выявили признаки объектов, составили схему.

- Рождаются, питаются, дышат, умирают.




В жизни, при взаимодействии с предметами окружающей среды


Показывают «светофор» (приложение № 1):

Красный – я работал неуверенно, стеснялся при ответе

Жёлтый – я работал с желанием, но не очень уверенно, чувствовал волнение.

Зелёный - я работал с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

- Расскажу о признаках живой природы

Результат:формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной деятельности, эмоционального состояния на учебном занятии.



































Приложение №1 «Светофор»











Список использованной литературы



1. Т.Н. Максимова, Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива», М.: «Вако», 2017.

2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», Учебник для 1-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011.

3. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2016.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008

5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. - М.: Просвещение, 2009.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / А. М. Кондаков, Л. П. Кезина; сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010