Тема:Неживая и живая природа
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Цель урока: познакомить с понятиями «неживая природа» и «живая природа», продемонстрировать отличительные признаки объектов живой и неживой природы
Планируемые результаты:
развитиенавыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование навыков бережного отношения к ценностям окружающего мира;
знакомство с понятиями «живая природа», «неживая природа»;
развитие навыков: различать объекты живой и неживой природы, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать учебные действия;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
готовность ксотрудничеству
Оборудование:
УМК | Технические средства |
Т.Н. Максимова, Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива», М.: «Вако», 2017. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», Учебник для 1-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2016. | интерактивная доска мультимедийный проектор ПК Документ-камера |
Экранно-звуковые пособия | Учебно-практическое оборудование |
мультимедийная презентация « | предметы неживой природы: камень, береста, веточка дерева |
музыкальное сопровождение для работы в группах | Злата Бобрицкая «Школа» |
аудиозапись для физминутки | Олег Касьянов «Песня о жирафе» |
Дидактический материал |
демонстрационный | раздаточный |
карточки: (на белом фоне): природа живая неживая | план работы в группах – обучающиеся объединяются в группы по два человека и работают сообща, находя компромисс, правильный ответ |
карточки - иллюстрации: объекты живой природы | план отчета – на карточке представлено 4 ряда, в каждом из которых 4 предмета, один из них лишний |
«светофоры» для взаимооценки деятельности |
Ход учебного занятия:
Организационный момент
Цель:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Открываем заседание Учёного совета. Сегодня на уроке вы - учёные – исследователи. - Что значит исследовать? - А вот как дано определение в толковом словаре (читает учитель или хорошо читающий ребенок): Исследовать – - А кого называют исследователем? - Исследователи, проверим готовность к проведению исследования: на парте лежит учебник,тетрадь,пенал | Высказывают свои предположения: - Исследовать, значит осматривать, изучать чего-либо. человек, занимающийся научными исследованиями. Высказывают свои предположения: Проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей |
Результат:обучающиеся получили эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверили готовность к учебному занятию
Актуализация знаний
Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Назовите предметы общим словом – понятием: 1) Машина, автобус, трамвай. 2) Неваляшка, кукла, мяч… 3) Сапоги, тапочки,туфли… - Что объединяет эти три группы предметов? | Называют обобщающее слово, оценивают ответ одноклассника с помощью сигнала «светофор»: это транспорт; это игрушки; это обувь; Это предметы, которые сделаны руками человека. Они не относятся к объектам природы |
Результат: обучающиеся вспомнят основные понятия: природа (проходили на прошлом уроке, что природа – это все, что не сделано руками человека), предметы, которые не относятся к объектам природы
Постановка учебной задачи(подводящий диалог)
Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что обучающиеся не знакомы с понятием «живая природа» и не умеют дифференцировать ее от неживой природы
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
демонстрирует игрушку кота, иллюстрации: солнце, «листок от дерева, камень, нужно – Рассмотрите иллюстрации. Назовите, что изображено. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке, на какие группы можно разделить эти предметы? Может быть, кто-то знает, как можно назвать группу объектов? | предоставляют индивидуальные ответы. - Живые и неживые предметы. |
Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость научиться всем точно дифференцировать элементы живой и неживой природы.
Открытие нового знания
Цель: выявление признаков объектов живой и неживой природы
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Назовите признаки живой и неживой природы. Оформляет схематично на доске свойства живой и неживой природы. - Приведите примеры живой и неживой природы, пользуясь схемой, на доске. - Объединившись в пары, обсудите и назовите иллюстрации живой и неживой природы в учебнике. | Природа живая неживая (признаки) -Живой объект – рождается, живет, питается, растет, умирает. -Неживой предмет – не рождается, не дышит, не питается, не умирает. - Живая природа: кот, растение; неживая – снег, дождь Дети работают в малых группах по два человека, называют объекты живой и неживой природы - Солнце, звезды, облака, вода, камни. - Животные, птицы, дерево, гриб, рыба |
Результат: изучение признаков живой и неживой природы.
Цель: представить результаты работы группы всему классу
Результат:в ходе обсуждения результатов,учащиеся знакомятся с разными свойствами живой природы и делают, вывод, что предметы неживой природы такими свойствами не обладают, т.е. не рождаются, не дышат, не питаются, не умирают.
Динамическая пауза
Цель: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Встаньте возле парт. Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку «Рыбки» | Ученики выполняют комплекс упражнений |
Результат: избежание перегрузки обучающихся, развитие эмоциональности речи
Первичное закрепление
Цель: применение новых знаний в стандартнойучебной ситуации
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- В тетради по окружающему миру, нарисуйте предмет, который вам больше всех нравится в живой природе | Рисуют предмет в тетради. |
Результат: обучающиеся закрепили знания о признаках объектов живой и неживой природы
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Какойобъект лишний? - Все закончили, пусть один из вас выйдет к документ-камере и покажет свой результат, а остальные с помощью «светофора» скажут, согласны они или нет. - А может ли существовать живая природа без неживой?Можно даже привести пример – сможет ли вырасти цветок (живая природа) без солнца и воды (неживая природа) | Дети работают с раздаточным материалом (карточками), должны обвести лишний предмет Один ученик выходит и объясняет свои ответы. - Нет. - Нет, не сможет. |
Результат:обучающиеся делают вывод, что не может существовать живая природа без неживой.
Рефлексия
Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Назовите признаки объектов живой природы. - Где пригодятся знания? - Оцените свое эмоциональное состояние на учебном занятии? - Какими новыми знаниями поделишься дома, с родителями? | Узнали, как отличить объекты живой природы от неживой. Мы выявили признаки объектов, составили схему. - Рождаются, питаются, дышат, умирают. В жизни, при взаимодействии с предметами окружающей среды Показывают «светофор» (приложение № 1): Красный – я работал неуверенно, стеснялся при ответе Жёлтый – я работал с желанием, но не очень уверенно, чувствовал волнение. Зелёный - я работал с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. - Расскажу о признаках живой природы |
Результат:формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной деятельности, эмоционального состояния на учебном занятии.
Приложение №1 «Светофор»



Список использованной литературы
1. Т.Н. Максимова, Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива», М.: «Вако», 2017.
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», Учебник для 1-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011.
3. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, «Окружающий мир», 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2016.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008
5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. - М.: Просвещение, 2009.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / А. М. Кондаков, Л. П. Кезина; сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010