СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. «Узник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Никольский Георгий Евлампиевич. Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина «Узник»

«Узник» – одно из самых ярких романтических стихотворений А. С. Пушкина, воспевающих неутоли­мую жажду свободы. Вожделенная свобода рядом, за решёткой; ею наслаждается птица, и она зовёт пленника разделить свободу с ней… Но увы!

Общий смысл ясен, как прозрач­ный ручей. Но важны и детали. А они могут быть восприняты пра­вильно только внимательным и вдумчивым читателем. Вспомним стихотворение.

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.»

Нередко мы сталкиваемся с не­брежным прочтением первой стро­фы, когда точка после начальной строки не замечается, «не читает­ся», и в результате слова Вскорм­лённый в неволе орёл молодой по­нимаются как определение лири­ческого героя, выраженного фор­мой глагола 1-го лица Сижу. И это несмотря на то, что в таком случае непонятными, «зависши­ми» оказываются другие фрагмен­ты текста. Если, допустим, узник не человек, а птица, то почему он за решёткой: ведь птичья неволя – это клетка?! Да и о каком товари­ще орла – птицы гордой и одино­кой по образу жизни – была бы тогда речь? Вот с человеком дей­ствительно умеют дружить самые разные животные и птицы. А если всё-таки узник – человек, то он вряд ли стал бы величать себя ор­лом – такую оценку человек, если, конечно, заслужит, может полу­чить от других. Одним словом, возникают сплошные «нескладушки», если к знакам препинания отно­ситься свысока.

Однако в данном стихотворении есть над чем задуматься и при­лежному любителю поэзии. Здесь дважды употреблено существитель­ное окно в роли обстоятельств: …клюет под окном… и …смотрит в окно… Эти обстоятельства могут восприниматься неоднозначно: с какой стороны от окна клюёт и смотрит в него орёл – из темницы или с воли? И что он высматривает в окне: своего товарища, которого зовёт улететь, или отнятую свобо­ду? Сама по себе форма под окном указывает на положение чего-либо ниже окна; вместе с тем она допус­кает двоякое толкование располо­жения предмета по отношению к окну в горизонтальной плоскости. В стихах Пушкина встречаются оба значения; ср.:

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом;

Три утки полоскались в луже…

(«Граф Нулин»).

… И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром.

(«Евгений Онегин»).

В пользу обеих версий обнаружи­ваются аргументы и в контексте нашего стихотворения. Не говорят ли, например, о заточении птицы вместе с человеком такие штрихи, как вскормлённый в неволе, мой грустный товарищ (опять же – по неволе?)? И не оттого ли орёл так стремится к небесным просторам, что они ему недоступны; не побег ли он задумал заодно с человеком?

Но другие компоненты текста от­вергают такое толкование. Хотя бы то, что молодой орёл, будучи вскорм­лен в неволе, фактически мог бы летать на воле (если бы не был обескрылен, как сказано в первой редакции стихотворения), что ни­как не совмещается с теперешним гипотетическим заточением.

А что означает фраза кровавую пищу клюет под окном? Кровавая пища – это то, чем обычно живёт хищная птица, это её добыча. Кро­вавая пища здесь – типичный, уз­наваемый образ, – характерный признак, кстати, пушкинской по­эзии вообще. Что касается неволи, то это существительное вовсе не обязательно предполагает «нахожде­ние за решёткой, под замком». У Пушкина оно имеет расширенное значение, о чём свидетельствует история создания стихотворения.

Вот что пишет по этому поводу известный пушкинист Д. Благой: «Вскормлённый в неволе орёл моло­дой находится во дворе Кишинёв­ского острога; о посещении острога в 1821 г. Пушкин записал в своём дневнике». Наконец, не оставляет сомнений и толкование художе­ственного конфликта произведе­ния: резкий контраст между безна­дёжностью положения героя и сво­бодой птицы.

Источник: Карпухин С. А. Читая Пушкина… // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 3. – С. 18–19.

А. С. Пушкин. «Узник». Читает А. Кутепов // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков

https://www.youtube.com/watch?v=KTZVl4YSs3M

А. С. Пушкин. «Узник». Читает Авангард Леонтьев

https://www.youtube.com/watch?v=Alea3LgnSQM

Ф. И. Шаляпин. «Узник»

78 об/мин, Ленинградский завод, 1948г. Муз. А. Рубинштейна, сл. А. С. Пушкина

https://www.youtube.com/watch?v=hS5bLw1UJKQ

«Узник». Муз. Ирина Грибулина, сл. А. С. Пушкин, поёт Е.Гусева

https://www.youtube.com/watch?v=v8N35A6XpNo&feature=player_embedded

Категория: Литература
18.06.2017 22:36


© 2017 1147

Рекомендуем курсы ПК и ПП