СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности младших школьников.

 

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы обучения и воспитания школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Наша школа работает над общей методической темой «Создание условий  для получения сельскими школьниками качественного образования посредством внедрения  информационно коммуникационных технологий и здоровьесберегающей среды в образовательный процесс школы».  

Соответственно данной теме несколько лет работаю над темой по самообразованию: «Активизация  познавательной деятельности младших школьников».

Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии не нова. Многие учителя начальной школы знакомы с дидактико – методической системой развивающего обучения Л.В.Занкова, направленной на развитие у детей познавательных интересов, процессов анализа, синтеза и обобщения, на формирование систематических знаний. Однако универсального инструмента, способствующего решению этой проблемы в начальном обучении, до сих пор не существует

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Так, Я.А. Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, а  Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д.Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая сделать учебу, насколько это возможно, интересной, К.Д.Ушинский советовал не превращать учение в забаву. Интересное учение, по его мнению, не исключает работу с усилием, а способствует ей. Г.И.Щукина характеризует учебную деятельность как кульминацию развития интереса, являющегося важнейшим побуждением любой деятельности, в том числе учебной.

Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.

Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В связи с этим, прежде всего, необходимо изменить концептуальный подход к самой учебной деятельности. Это означает, что из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) учащийся превращается в субъект обучения, который сам осознает, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. Таким образом, субъектно-объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создает среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Для выявления уровня познавательной активности учащихся мною были проведены исследования, результаты которых показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга

(модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.

Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на  группы, каждая из которых соответствовала определенному уровню.

1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.

2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.

3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Я решила обратиться к качественному показателю, в котором одним из нормативных значений была познавательная активность.

Путем сравнительного анализа получила следующее:

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень 6 %

6 %

 

 

2 уровень 28 %

8 %

20 %

 

3 уровень 38 %

11%

19 %

8 %

4 уровень 20 %

 

13 %

7 %

5 уровень 8 %

 

2 %

6 %

Таким образом, я получила следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:

· Высокая познавательная активность у 25 %

· Средняя познавательная активность у 54 %

· Низкая познавательная активность у 21 %.

Эта проблема меня очень насторожила. Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников.

Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности. Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе учителя, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто.

  Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хо­рошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Все челове­чество проходит через первый класс», — го­ворил Я.А. Коменский. И перед учителем стоит труднейшая задача — поддержать ин­терес к школе, не дать ребенку разочаро­ваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Желание учиться не пропадает только при условии, что уче­ник добивается успехов в учебе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, а учеба — самый серьезный и кропотливый труд ребенка, и должна быть радостным трудом.

Я глубоко убеждена в том, что сам про­цесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации. « В тонкой сфере воспитания дол­жна постоянно присутствовать познавательная  деятельность — без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Работая по традиционной системе обу­чения, анализируя результаты своего труда, я пришла к выводу, что она не дает устойчивых положительных результатов обуче­ния учащихся, следствием искусственной недогрузки в знаниях на начальной ступени обучения является перегрузка в старших классах.

Я попробовала различные методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Проанализировав свою работу за преды­дущие годы, я поняла, что устойчивого по­ложительного результата можно добиться, только работая по принципу: «обучая себя, обучу и разовью ребенка». Считаю использование  технологии УДЕ одним из наиболее эффективных инструментов для достижения желаемых результатов в формировании, развитии и активизации познавательного интереса младших школьников.

Я сделала вывод, что не смогу добиться положительных результатов, не владея ди­агностикой; без профессионального роста; без пересмотра отношений типа: ученик — учитель, учитель — родитель; без углубле­ния знаний по педагогике и психологии; без освоения новых технологий.

Поэтому я решила внедрять элементы технологии укрупнения дидакти­ческих единиц (УДЕ) (в научной литерату­ре эту технологию называют «живой род­ник мышления и творчества»). Данная технология относится к педагогической технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, еще до войны, Пюрвя Мучкаевич работал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края. Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебниках представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации и, конечно, учителю хочется рассказать как можно больше. О последствиях информационной перегрузки задумываться некогда: новый день диктует новый ритм. Но если даже и задумываться, понимаешь - другого пути нет. А может быть, все-таки есть? И не такая уж несбыточная мечта - уменьшить время, не уменьшая количества информации? Впоследствии профессор Эрдниев доказал, что решить эту задачу можно не упрощением заданий, а их усложнением - укрупнением дидактических единиц, - но при условии особой структуры учебного материала.

Цель технологии УДЕ: создание дейст­венных и эффективных условий для разви­тия познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала.

В основу УДЕ положен принцип: чтобы  обучать ускоренно и формировать глубокие и прочные знания, умения и навыки, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий для познавательных интересов младших школьников.

Принцип УДЕ в обучении математике реализуется в ходе:

1)         совместного и одновременного изучения взаимосвязанных понятий и дейс­твий;

2)         широкого использования метода обратной задачи;

3)         применения деформированных и неопределенных выражений;

4)         укрупнения исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;

5)         использования заданий по обращению суждений, упражнений на перемежающееся противопоставление.

08.01.2015 13:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!