СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы обучения и воспитания школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Наша школа работает над общей методической темой «Создание условий для получения сельскими школьниками качественного образования посредством внедрения информационно коммуникационных технологий и здоровьесберегающей среды в образовательный процесс школы».
Соответственно данной теме несколько лет работаю над темой по самообразованию: «Активизация познавательной деятельности младших школьников».
Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии не нова. Многие учителя начальной школы знакомы с дидактико – методической системой развивающего обучения Л.В.Занкова, направленной на развитие у детей познавательных интересов, процессов анализа, синтеза и обобщения, на формирование систематических знаний. Однако универсального инструмента, способствующего решению этой проблемы в начальном обучении, до сих пор не существует
Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Согласно педагогическим учениям прошлого, интерес представляет собой наиболее важный фактор построения процесса обучения. Так, Я.А. Коменский считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, а Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д.Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться. Однако, призывая сделать учебу, насколько это возможно, интересной, К.Д.Ушинский советовал не превращать учение в забаву. Интересное учение, по его мнению, не исключает работу с усилием, а способствует ей. Г.И.Щукина характеризует учебную деятельность как кульминацию развития интереса, являющегося важнейшим побуждением любой деятельности, в том числе учебной.
Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В связи с этим, прежде всего, необходимо изменить концептуальный подход к самой учебной деятельности. Это означает, что из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) учащийся превращается в субъект обучения, который сам осознает, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. Таким образом, субъектно-объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создает среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Для выявления уровня познавательной активности учащихся мною были проведены исследования, результаты которых показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.
При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга
(модификация А. Д. Андреевой 1987г.).
Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на группы, каждая из которых соответствовала определенному уровню.
1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.
3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
5 уровень — резко отрицательное отношение к учению.
Я решила обратиться к качественному показателю, в котором одним из нормативных значений была познавательная активность.
Путем сравнительного анализа получила следующее:
Уровень мотивации учения |
Высокая познавательная активность |
Средняя познавательная активность |
Низкая познавательная активность |
1 уровень 6 % |
6 % |
|
|
2 уровень 28 % |
8 % |
20 % |
|
3 уровень 38 % |
11% |
19 % |
8 % |
4 уровень 20 % |
|
13 % |
7 % |
5 уровень 8 % |
|
2 % |
6 % |
Таким образом, я получила следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:
· Высокая познавательная активность у 25 %
· Средняя познавательная активность у 54 %
· Низкая познавательная активность у 21 %.
Эта проблема меня очень насторожила. Я решила сделать все возможное, что привело бы к усилению познавательной активности школьников.
Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности. Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе учителя, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто.
Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. «Все человечество проходит через первый класс», — говорил Я.А. Коменский. И перед учителем стоит труднейшая задача — поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Желание учиться не пропадает только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, а учеба — самый серьезный и кропотливый труд ребенка, и должна быть радостным трудом.
Я глубоко убеждена в том, что сам процесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации. « В тонкой сфере воспитания должна постоянно присутствовать познавательная деятельность — без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».
Работая по традиционной системе обучения, анализируя результаты своего труда, я пришла к выводу, что она не дает устойчивых положительных результатов обучения учащихся, следствием искусственной недогрузки в знаниях на начальной ступени обучения является перегрузка в старших классах.
Я попробовала различные методы активизации познавательной деятельности учащихся.
Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «обучая себя, обучу и разовью ребенка». Считаю использование технологии УДЕ одним из наиболее эффективных инструментов для достижения желаемых результатов в формировании, развитии и активизации познавательного интереса младших школьников.
Я сделала вывод, что не смогу добиться положительных результатов, не владея диагностикой; без профессионального роста; без пересмотра отношений типа: ученик — учитель, учитель — родитель; без углубления знаний по педагогике и психологии; без освоения новых технологий.
Поэтому я решила внедрять элементы технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) (в научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества»). Данная технология относится к педагогической технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, еще до войны, Пюрвя Мучкаевич работал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края. Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебниках представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации и, конечно, учителю хочется рассказать как можно больше. О последствиях информационной перегрузки задумываться некогда: новый день диктует новый ритм. Но если даже и задумываться, понимаешь - другого пути нет. А может быть, все-таки есть? И не такая уж несбыточная мечта - уменьшить время, не уменьшая количества информации? Впоследствии профессор Эрдниев доказал, что решить эту задачу можно не упрощением заданий, а их усложнением - укрупнением дидактических единиц, - но при условии особой структуры учебного материала.
Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала.
В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и формировать глубокие и прочные знания, умения и навыки, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий для познавательных интересов младших школьников.
Принцип УДЕ в обучении математике реализуется в ходе:
1) совместного и одновременного изучения взаимосвязанных понятий и действий;
2) широкого использования метода обратной задачи;
3) применения деформированных и неопределенных выражений;
4) укрупнения исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
5) использования заданий по обращению суждений, упражнений на перемежающееся противопоставление.
© 2015, Кадцына Любовь Владимировна 2527