СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания, прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
К сожалению, сегодня, по данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Социологические исследования показали, что по сформированности умения работать с текстом российские школьники занимают положение между 27-м и 29-м местом из 32 стран (данные PISA, 2000 г.) Только 3 % детей работают на высоком уровне сложности, т.е. справляются с заданиями на рефлексию, оценку, нахождение сложной информации в тексте.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение умением понять прочитанное будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) выдвигает следующие требования к пониманию прочитанного у обучающихся:
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Проблемой развития читательской деятельности учащихся, в том числе и проблемой формирования техники чтения, занимались многие отечественные авторы. М.И. Оморокова - автор 200 работ, посвященных методике преподавания литературного чтения в начальной школе. Оморокова М.И. соавтор учебно-методического комплекта (далее УМК) по литературному чтению «Начальная школа XXI века». М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская специалисты пособий «Методика преподавания русского языка в начальных классах», которое содержит курс методики обучения чтению и литературы. Н.С. Рождественский - соавтор УМК «Перспектива».
© 2017, Архипова Марина Александровна 775