СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальные проблемы теории образовательной деятельности.
Согласно педагогическому словарю "образование" - 1) как ценность - мотивированное и стимулированное отношения разных видов сообществ и отдельного человека к уровню собственного образования, его качеству;
Образование - процесс многозначный. По мнению видного теоретика философии образования Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки этого понятия:
Понять и оценить истинную сущность образования как сложного многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик. Образование как ценность.
Ценностная характеристика образования предполагает, что образование рассматривается как государственная, общественная и личностная ценность.
Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придании этой сфере приоритетной государственной значимости.
Ценностный смысл образования раскрывается через осмысление основных функций образования. Функции образования: - Способ передачи накопленных знаний, вхождения в мир науки и культуры. Образование - один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.
Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний
и культурных ценностей
Поэтому мировое сообщество постоянно обращается к проблеме формирования стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования. Образование как система.
Под образованием также понимают специально организованную в обществе систему условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, обеспечивающих развитие человека. Образование как процесс. Это процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Образование по самой своей сущности - это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда ученик, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.
Причем это предполагает взаимодействие не только педагога с учащимися, но и учащихся друг с другом. Педагогический процесс происходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств образования - учебных и методических текстов, наглядных пособий, компьютеров с соответствующим техническим и программно- педагогическим обеспечением, технических аудио- и видеосредств, аппаратуры дистанционного (телекоммуникационного) обучения и т.п.
Основные элементы образования как учреждения:
- масштаб освоения культурных ценностей (национальное, европейское, международное);
- уровень образования (начальное, базовое, среднее, неполное высшее, высшее).
Образование как результат. Под образованием понимают также результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет.
Основные тенденции развития современного образования.
Современное образование характеризуется следующими тенденциями: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на личность учащегося, переход субъект-объектных отношений педагога с учащимися к субъектсубъектным, характеризующимся взаимным уважением учащихся и педагогов, уважением прав каждого человека, сохранением и укреплением здоровья людей, правом выбора воспитанником индивидуального пути развития, направленностью на развитие чувства собственного достоинства и самореализацию.
Гуманитаризация - освоение всей полноты содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать социальные проблемы на благо и во имя человека; процесс свободного общения с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическая и юридическая грамотность.
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами.
Например, разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; составление индивидуальных планов и образовательных программ для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в системе образования посредством установления комплекса нормативных документов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе возможностей выбора темпов обучения, условий, типа образовательного учреждения, а также дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Многоуровневостъ - это организация многоэтапного образовательного процесса, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью соответствующего уровня образования.
Фундаментализация характеризуется глубоким и системным освоением ядра научно-теоретических знаний по учебным дисциплинам, усилением взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности в обществе. В центре содержания образования находятся фундаментальные теории, понятия, законы и методы познания, объективно описывающие и объясняющие окружающую действительность.
На основе фундаментальных «сущностных» знаний составляются прогнозы развития, разрабатываются инновационные технологии. Информатизация образования - широкое массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Интернет и интранет позволяют модернизировать все компоненты образовательного процесса (создание электронных учебников, развитие дистанционного образования, разработка обучающих гипермедиа-систем и др.). Информатизированное образование называют электронным. Именно этот вид образования относят к одной из критических технологий современного мира. Компьютерная грамотность подрастающего поколения приравнивается к знанию родного языка.
Развитие электронного образования связано с совершенствованием и доступностью компьютеров, коммуникационных систем, устранением их отрицательных воздействий на здоровье человека. Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
© 2020, Каримов Сергей Владимирович 664