СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы теории образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные проблемы теории образовательной деятельности.

Согласно педагогическому словарю "образование" - 1) как ценность - мотивированное и стимулированное отношения разных видов сообществ и отдельного человека к уровню собственного образования, его качеству;

  1. как система - взаимосвязанное множество образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по уровню и профилю, но обладающих в своей совокупности такими инвариантными качествами как гибкость, динамичность, вариативность, преемственность, целостность;
  2. как процесс - технологизированное продвижение от целей к результату посредством личностно-социального взаимодействия педагогов и учащихся, что предполагает персонифицированное, эмоционально- мотивационное совершенствование личности и деятельности педагога:
  3. как результат - уровень функциональной грамотности (грамотности, доведенной до общественно и личностно необходимого максимума), профессиональной компетентности специалистов разного профиля и общекультурного уровня разных категорий населения.

Понятие образования.

Образование - процесс многозначный. По мнению видного теоретика философии образования Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки этого понятия:

    1. образование как ценность;
    2. образование как система;
    3. образование как процесс;
    4. образование как результат.

Понять и оценить истинную сущность образования как сложного многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик. Образование как ценность.

Ценностная характеристика образования предполагает, что образование рассматривается как государственная, общественная и личностная ценность.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придании этой сфере приоритетной государственной значимости.

Ценностный смысл образования раскрывается через осмысление основных функций образования. Функции образования: - Способ передачи накопленных знаний, вхождения в мир науки и культуры. Образование - один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности.

Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

  • Среда общения. Образование как процесс предполагает взаимодействие, основным средством которого является общение. Именно в процессе общения реализуются все функции образования.
  • Средство развития и становления человека как личности и как профессионала.
  • Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения. Образование - это практика социализации человека, осуществляемая с учетом преемственности поколений.
  • Средство обеспечения преемственности поколений.

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний

и культурных ценностей

  • Фактор социального прогресса. Образование выступает ведущим фактором общественного прогресса и развития цивилизации, т.к. оно обеспечивает ускоренное воспроизводство базовых материальных и культурных ценностей, является платформой для социального и личностного развития человека.
  • Ускоритель культурных перемен и преобразований.
  • Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство.

Поэтому мировое сообщество постоянно обращается к проблеме формирования стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования. Образование как система.

Под образованием также понимают специально организованную в обществе систему условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, обеспечивающих развитие человека. Образование как процесс. Это процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Образование по самой своей сущности - это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда ученик, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.

Причем это предполагает взаимодействие не только педагога с учащимися, но и учащихся друг с другом. Педагогический процесс происходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств образования - учебных и методических текстов, наглядных пособий, компьютеров с соответствующим техническим и программно- педагогическим обеспечением, технических аудио- и видеосредств, аппаратуры дистанционного (телекоммуникационного) обучения и т.п.

Основные элементы образования как учреждения:

  • цели образования; - содержание образования; - способы получения образования;
  • формы организации образовательного процесса;
  • субъекты и объекты образовательного процесса;
  • образовательная среда;
  • результат образования. Основания для выделения видов образования:
  • тип и качество освоения научных знаний (биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.);
  • вид доминирующего содержания образования (теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное);
  • тип освоения культурных ценностей (классическое, художественно- эстетическое, религиозное и др.);

- масштаб освоения культурных ценностей (национальное, европейское, международное);

  • тип образовательной системы (университетское, академическое, гимназическое);
  • сословный признак (элитарное и массовое);
  • тип преобладания и направленности содержания образования (формальное и материальное, научное и элементарное);

- уровень образования (начальное, базовое, среднее, неполное высшее, высшее).

Образование как результат. Под образованием понимают также результат усвоения системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет.

Основные тенденции развития современного образования.

Современное образование характеризуется следующими тенденциями: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования предполагает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на личность учащегося, переход субъект-объектных отношений педагога с учащимися к субъектсубъектным, характеризующимся взаимным уважением учащихся и педагогов, уважением прав каждого человека, сохранением и укреплением здоровья людей, правом выбора воспитанником индивидуального пути развития, направленностью на развитие чувства собственного достоинства и самореализацию.

Гуманитаризация - освоение всей полноты содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать социальные проблемы на благо и во имя человека; процесс свободного общения с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическая и юридическая грамотность.

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами.

Например, разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; составление индивидуальных планов и образовательных программ для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в системе образования посредством установления комплекса нормативных документов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе возможностей выбора темпов обучения, условий, типа образовательного учреждения, а также дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.

Многоуровневостъ - это организация многоэтапного образовательного процесса, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью соответствующего уровня образования.

Фундаментализация характеризуется глубоким и системным освоением ядра научно-теоретических знаний по учебным дисциплинам, усилением взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности в обществе. В центре содержания образования находятся фундаментальные теории, понятия, законы и методы познания, объективно описывающие и объясняющие окружающую действительность.

На основе фундаментальных «сущностных» знаний составляются прогнозы развития, разрабатываются инновационные технологии. Информатизация образования - широкое массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Интернет и интранет позволяют модернизировать все компоненты образовательного процесса (создание электронных учебников, развитие дистанционного образования, разработка обучающих гипермедиа-систем и др.). Информатизированное образование называют электронным. Именно этот вид образования относят к одной из критических технологий современного мира. Компьютерная грамотность подрастающего поколения приравнивается к знанию родного языка.

Развитие электронного образования связано с совершенствованием и доступностью компьютеров, коммуникационных систем, устранением их отрицательных воздействий на здоровье человека. Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

13.12.2020 17:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП