СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базы данных в электронных таблицах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Базы данных в электронных таблицах "

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с базами данных (БД) в электронных таблицах и системами управления базами данных (СУБД), сформировать знания и умения по представлению базы данных в виде таблицы.

Задачи урока:

- обучающая: формирование у учащихся знаний и умений в использовании баз данных в электронных таблицах, представлении базы данных в виде таблицы и формы;

- развивающая: развитие у учащихся навыков работы в электронных таблицах и базах данных, развитие внимания, памяти, логического мышления, самостоятельности;

- воспитательная: воспитание в учащихся информационной культуры, дисциплины, усидчивости, уверенности в себе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: понятие базы данных в электронных таблицах, представление базы данных в виде таблицы и формы;

Учащиеся должны уметь: работать с базами данных, уметь представлять базы данных в виде таблицы и формы.

Учебно-методическое обеспечение и программное обеспечение урока:

  1. Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2009г.;
  2. Методическое пособие для учителей Семакин И.Г. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  3. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе».

Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, презентация, программа MSExcel, карточки с заданием.

Межпредметныесвязи: математика, экономика.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин);
  2. Изучение нового материала (22 мин);
  3. Первичное закрепление нового материла (12 мин);
  4. Подведение итогов урока (3 мин);
  5. Домашнее задание (1 мин).
  6. Рефлексия урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку.

Учитель: на предыдущих уроках вы изучили такие понятия как диаграмма и график в электронной таблице, а также учились строить различные типы диаграмм и графиков. Сегодня мы с вами узнаем, что представляют собой базы данных в электронных таблицах. Запишите сегодняшнее число и тему урока: "Представление базы в электронных таблицах" (слайд 1).

Дети записывают число и тему урока в тетради

2. Изучение нового материала

Учитель: на предыдущих уроках вы узнали,каковы возможности электронных таблиц, так же узнали,для чего используются диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму. Теперь мы познакомимся с таким понятием, как базы данных в электронных таблицах и научимся представлять ее в виде таблицы, а также познакомимся с системой управления базами данных(слайд 2).

Как вы понимаете, что такое база данных?

Дети дают свои ответы

(слайд 3)База данных — организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.(из словаря ДаляСОВОКУПЛЯТЬ, совокупить что с чем, придавать, прибавлять, соединять; собирать вместе, в одно, сочетать, приобщать. Совокупив весь достаток свой, они стали торговать собща. Совокупляя разные краски, составляют все оттенки. -ся, страдат. возвр. и взаимн. по смыслу речи. Скот совокупляется в одно стадо. Птица совокупляется в стаи, готовясь в отлет, соединяется, скопляется, стадится. | Сходиться для полового отправления. Присовокуплять, присовокупляться, прибавлять, -ся. Совокупление, действ.по глаг. на ть и на ся. Совокупный, вместный, совместный; соединенный, приобщенный; общий. Стараться всем, совокупными силами. Совокупное жительство. Совокупность труда облегчает и ускоряет все работы. Совокуплятель, совокупитель, -ница, совокупивший что-либо; совокупщик, -щица, то же. Совокупи или совокуп(ь) нареч. твер. совокупно, собща.)

Например:(слайд 4)

- сама база данных

- база данных библиотеки

- записная книжка

Конечно, вся эта информация может храниться и на бумаге. Но современным средством хранения и обработки баз данных является, безусловно, компьютер.

Записывают понятие в тетрадях

Учитель:В дальнейшем мы будем иметь в виду только компьютерные БД.

1. По характеру хранимой информации базы данных бываютфактографическими и документальными.(слайд 5)Но у них есть отличия:в фактографических БД содержатсякраткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате.

Запись в тетрадях:

Учитель: Например, в БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет.

В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество, год и место рождения.

Документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая — тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержитобширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.

2. (слайд 6)По способу хранения базы данных делятся на централизованные (базы данных хранятся на одном компьютере) и распределенные (различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью. Используются в локальных и глобальных сетях.

Запись в тетрадях:

Учитель:Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов. Например, (слайд 8) в безе данных «Записная книжка« в каждой строке таблицы содержится информация об определенном человеке, а значения его «свойств»Фамилия, Телефон, E-mail хранятся в различных столбцах.

Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.). Запишите это в тетради.

Запись в тетрадях:

3. Первичное закрепление нового материала

Учитель: для закрепления изученного материала перейдем к заданию 1 (слайд 9).

4. Подведение итогов урока

Учитель: подведем итоги урока.

  1. Что нового узнали на данном уроке?
  2. Где в жизни может понадобиться для вас база данных?

5. Домашнее задание

Учитель: запишите задание на дом.

Составить свою базу данных

6. Рефлексия урока

Тема урока: "Базы данных в электронных таблицах "

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с базами данных (БД) в электронных таблицах и системами управления базами данных (СУБД), сформировать знания и умения по представлению базы данных в виде таблицы.

Задачи урока:

- обучающая: формирование у учащихся знаний и умений в использовании баз данных в электронных таблицах, представлении базы данных в виде таблицы и формы;

- развивающая: развитие у учащихся навыков работы в электронных таблицах и базах данных, развитие внимания, памяти, логического мышления, самостоятельности;

- воспитательная: воспитание в учащихся информационной культуры, дисциплины, усидчивости, уверенности в себе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: понятие базы данных в электронных таблицах, представление базы данных в виде таблицы и формы;

Учащиеся должны уметь: работать с базами данных, уметь представлять базы данных в виде таблицы и формы.

Учебно-методическое обеспечение и программное обеспечение урока:

  1. Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2009г.;
  2. Методическое пособие для учителей Семакин И.Г. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  3. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе».

Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, презентация, программа MSExcel, карточки с заданием.

Межпредметныесвязи: математика, экономика.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин);
  2. Изучение нового материала (22 мин);
  3. Первичное закрепление нового материла (12 мин);
  4. Подведение итогов урока (3 мин);
  5. Домашнее задание (1 мин).
  6. Рефлексия урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку.

Учитель: на предыдущих уроках вы изучили такие понятия как диаграмма и график в электронной таблице, а также учились строить различные типы диаграмм и графиков. Сегодня мы с вами узнаем, что представляют собой базы данных в электронных таблицах. Запишите сегодняшнее число и тему урока: "Представление базы в электронных таблицах" (слайд 1).

Дети записывают число и тему урока в тетради

2. Изучение нового материала

Учитель: на предыдущих уроках вы узнали,каковы возможности электронных таблиц, так же узнали,для чего используются диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму. Теперь мы познакомимся с таким понятием, как базы данных в электронных таблицах и научимся представлять ее в виде таблицы, а также познакомимся с системой управления базами данных(слайд 2).

Как вы понимаете, что такое база данных?

Дети дают свои ответы

(слайд 3)База данных — организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.(из словаря ДаляСОВОКУПЛЯТЬ, совокупить что с чем, придавать, прибавлять, соединять; собирать вместе, в одно, сочетать, приобщать. Совокупив весь достаток свой, они стали торговать собща. Совокупляя разные краски, составляют все оттенки. -ся, страдат. возвр. и взаимн. по смыслу речи. Скот совокупляется в одно стадо. Птица совокупляется в стаи, готовясь в отлет, соединяется, скопляется, стадится. | Сходиться для полового отправления. Присовокуплять, присовокупляться, прибавлять, -ся. Совокупление, действ.по глаг. на ть и на ся. Совокупный, вместный, совместный; соединенный, приобщенный; общий. Стараться всем, совокупными силами. Совокупное жительство. Совокупность труда облегчает и ускоряет все работы. Совокуплятель, совокупитель, -ница, совокупивший что-либо; совокупщик, -щица, то же. Совокупи или совокуп(ь) нареч. твер. совокупно, собща.)

Например:(слайд 4)

- сама база данных

- база данных библиотеки

- записная книжка

Конечно, вся эта информация может храниться и на бумаге. Но современным средством хранения и обработки баз данных является, безусловно, компьютер.

Записывают понятие в тетрадях

Учитель:В дальнейшем мы будем иметь в виду только компьютерные БД.

1. По характеру хранимой информации базы данных бываютфактографическими и документальными.(слайд 5)Но у них есть отличия:в фактографических БД содержатсякраткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате.

Запись в тетрадях:

Учитель: Например, в БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет.

В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество, год и место рождения.

Документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая — тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержитобширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.

2. (слайд 6)По способу хранения базы данных делятся на централизованные (базы данных хранятся на одном компьютере) и распределенные (различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью. Используются в локальных и глобальных сетях.

Запись в тетрадях:

Учитель:Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов. Например, (слайд 8) в безе данных «Записная книжка« в каждой строке таблицы содержится информация об определенном человеке, а значения его «свойств»Фамилия, Телефон, E-mail хранятся в различных столбцах.

Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.). Запишите это в тетради.

Запись в тетрадях:

3. Первичное закрепление нового материала

Учитель: для закрепления изученного материала перейдем к заданию 1 (слайд 9).

4. Подведение итогов урока

Учитель: подведем итоги урока.

  1. Что нового узнали на данном уроке?
  2. Где в жизни может понадобиться для вас база данных?

5. Домашнее задание

Учитель: запишите задание на дом.

Составить свою базу данных

6. Рефлексия урока

Категория: Информатика
14.04.2015 09:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!