СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новые стандарты образования предъявляют особые требования к результатам освоения образовательной программы. Большое внимание уделяется метапредметным результатам, которые включают в себя регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Эти действия и называются универсальными, так как являются обобщенными действиями в различных предметных областях.
Хотелось бы подробнее остановиться на регулятивных универсальных учебных действиях. Для успешного существования человек должен уметь:
- ставить конкретную цель действия,
- планировать свой день, неделю, а может, и жизнь,
- прогнозировать возможные ситуации развития событий,
- давать оценку своей деятельности.
Данный алгоритм применим и к решению любой учебной задачи. Таким образом, регулятивные УУД отражают способность учеников строить свою учебную деятельность, учитывая все её компоненты: ставить с помощью учителя цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, контролировать полученный результат, корректировать, оценивать свою деятельность.
Ребёнок только тогда усваивает программный материал, когда у него есть внутренняя потребность. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Любой проблеме должна соответствовать ситуация успеха. Затем, в новой ситуации происходит установление соответствия того, что уже известно и чего ещё не знаем.
Формулировка темы и целей урока (а иногда и блока уроков) осуществляется в каждом классе по-разному. В качестве примера можно рассмотреть уроки русского языка в первом и четвёртом классах.
1 класс. Перенос слов.
Учитель |
Ученики |
Запишите слова, объясните написание орфограмм: Соль, Анна, сорока, объявил, жираф, Отгадайте загадку, о каком дереве идёт речь: Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один их тёплых дней Май серёжки дарит ей.
А как же мне записать это слово, ведь оно не входит в строку? А что значит, перенести?
Какой знак для этого используют? Подумайте и запишите на листах, как мне перенести это слово. Ребята, задание было одно? Почему же так много ответов?
Верно! Значит, тема сегодняшнего урока: «Правила переноса слов».
|
Называют в словах орфограммы.
Берёза
Нужно перенести слово. Одну часть оставить на одной строке, другую на следующей. Чёрточка.
(Варианты ответов) Да, одно. Мы ещё не знаем, как правильно.
|
А вопросы учителя «Что мы узнаем на уроке? Чему научимся?» помогут сформулировать цели урока.
4 класс. Сложное предложение с союзами и, а, но.
Учитель |
Ученики |
Перед детьми текст, который они читают самостоятельно: Наступила осень. Подул, засвистел за окнами холодный ветер. Полетели с деревьев красные, золотые и бурые листья. Всё чаще за окном идёт дождь, и солнышка свет больше не греет землю. Детям предлагается выполнить задание: Назвать простые предложения и объяснить расстановку в них знаков препинания. Какое предложение осталось в тексте?
Какое оно?
Правильно ли автор поставил запятую?
Почему мы не можем точно и однозначно ответить на этот вопрос? Чего мы не знаем?
Какие вопросы вы могли бы поставить к этой теме?
|
Всё чаще за окном идёт дождь, и солнышка свет больше не греет землю. Сложное предложение. В нем несколько грамматических основ. Да, т.к. сложное предложение, нет, т.к. одиночный союз «и».
Нам не хватает знаний. Когда ставиться запятая в сложных предложениях.
Какие союзы употребляются в сложных предложениях? Ставиться ли запятая в сложном предложении с одиночным союзом? |
Определившись с темой, переходим ко второму этапу: целеполагание. В формулировке целей нам помогут ключевые слова: «Изучим…», «Вспомним…», «Узнаем…», «Закрепим…». Из данных слов дети выбирают только те, которые подходят к теме сегодняшнего урока. Таким образом, к концу урока у нас сформулированы тема, цели к большому разделу, который изучается девять часов «Сложное предложение». Следующий урок начинается с показа слайдов, на которых уже записаны сформулированные цели. Теперь нужно построить план изучения этого раздела и приступить к изучению.
Работа над построением плана так же ведется постепенно, совместно с учителем. Сначала это картинный план с использованием специальных знаков-символов. В первом классе дети работают по плану учителя. Затем, с опорой на знаки-символы дети учатся строить план, находить последовательность и выстраивать шаги своих действий.
Так, изучение природных зон во втором классе строится по плану: изучение особенностей климата, разнообразие растений и жизнь животных. Даже внесенная учителем путаница не помешает детям установить чёткий порядок действий, т.к. невозможно начать изучать жизнь животных, не познакомившись с особенностями климата каждой природной зоны.
Безусловно, это кропотливая, даже трудная работа, на которую иногда жалко тратить время на уроке. Но её важность и нужность проявится в дальнейшей учёбе. Ученики научатся правильно организовывать свою деятельность, планировать её и проверять правильность выполнения.
© 2015, Третьякова Елена Васильевна 549