СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Страшная эта опасность – безделие за партой,
безделие месяцы, годы.
Это развращает морально, калечит человека и ...
ничего не может возместить того,
что упущено в самой главной сфере,
где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».(слайд 2)
В.А.Сухомлинский
Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких
(слайд 3) интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их! Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых формированию творческой личности.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом (слайд 3).
Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы.
Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.
Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить ( слайд 4).
Основным методом всех технологий развивающего обучении, на мой взгляд, является исследовательская деятельность учащихся.
В.П. Вахтеров говорил, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (слайд5)
Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.
Исследовательские проекты – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
(Слайд 6)
Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений.
Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
Схема оформления учащимися мини-проекта Тема_________________ Проблема_____________ Объект исследования________________ Цель, задачи___(определить, установить, изучить, описать и т.д.) Рабочая гипотеза__________________ Результаты исследований_______________________ |
Рассмотрим несколько ситуаций по данной теме, которые можно использовать на уроках биологии.( Слайд7,8,9,10,11,12,13)
Проектно-исследовательскую деятельность учащихся можно рассматривать и как особое направление внеклассной работы по биологии .
В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету. Проектная деятельность учащихся во внеклассной работе позволяет повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Безусловно, предпочтение всегда отдается метапредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологи, географии.
Во внеклассной работе я чаще всего использую информационные, исследовательские, творческие проекты, причем как индивидуальные, так и групповые.(Слайд 14,15,16)
Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии. 2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Венок славы», «Птица года», «Спаси дерево!» и другие. 3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе). 4. Проведение кружка «Зелёный патруль», элективных курсов «Ты и твоё здоровье». 5. Написание творческих работ. 6. Написание рефератов. 7. Выполнение мини – исследований, например, «Ульяновская ель», «Первые ростки жизни», «Моё любимое животное». 8. Создание буклетов. 9. Создание презентаций. 10. Создание моделей (строение цветка, побега, растительной клетки). 11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др).. 12. Оформление стенда: («Юннаты» – 6 класс).
Считаю, что система подобных уроков-исследований, позволяет развивать исследовательские умения воспитанников как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ребятам материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.(Слайд 16)
© 2015, Данилова Светлана Альбертовна 2458