СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение подростков (в помощь классному руководителю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение

Термином девиантное поведение нередко заменяют «отклоняющееся поведение» (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Делинквентное поведение (лат. delictum – проступок, англ. delinquency – правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Антисоциальное поведение - это набор поведенческих реакций, основой которого является противодействие общепринятым стандартам поведения и социальным нормам.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, появляющееся в непреднамеренных действиях (не осознание возможности смертельного исхода), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности или взаимодействие человека с окружающими людьми и самим собой, при котором наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному физическому или психическому здоровью.

Перечень причин девиантного поведения подростков

на основе анализа различных источников.

  1. Ложная убеждённость подростка (чаще девушки) в наличии у неё физических недостатков. Такие подростки уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, непривлекательно и даже отталкивающе и уродливо (дисморфобическое поведение – возрастной вариант девиантного поведения) (Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – Санкт – Петербург, 2005).
  2. Застенчивость, смущение, робость, неумение общаться с незнакомыми людьми, страх перед общением (отклоняющееся поведение на базе застенчивости).( (Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – Санкт – Петербург, 2005).
  3. Воспитание детей в обстановке средовой запущенности (аморальная семья и т.п.) - навязчивое влечение к бродяжничеству (Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985).
  4. Психологическое или физическое насилие как метод воспитания в некоторых семьях (как одна из причин агрессивного поведения подростков) (Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие. – Юрайт, 2019).
  5. Внутренний неразрешённый конфликт (стремление превзойти кого – либо и неприязнь к самому себе) (Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – Универе, 1993).
  6. Различные заболевания головного мозга, нервной системы (Агрессия у детей и подростков/ Под ред. Н.М. Платоновой. -СпБ.: Изд-во «Речь»,2004).
  7. Влияние СМИ (пассивное наблюдение агрессии в фильмах, в сети Интернет и т.д.) Киямова, Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи- Пермь: Меркурий, 2012)
  8. Агрессивность – как средство психологической защиты (Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: Олма – Пресс, 2005).
  9. Нарушение взаимоотношений со сверстниками (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000).
  10. И другие.

Основные направления в работе с детьми с девиантным поведением:

Направления

Содержание деятельности (формы воспитательной работы и тематика)

Профилактика и преодоление нарушений в обучении

Неослабный контроль посещаемости и успеваемости обучающихся, неформальные беседы, (формальные – в зависимости от обстоятельств) необходим индивидуальный подход (личностно – ориентированный), основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Развитие эмпатии у подростка.

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком

Педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями («круглые» столы, тренинги с родителями данного класса, тренинги «родитель – ребёнок»)

Создание комфортных условий ребенку в коллективе

Организация социальной среды: «огоньки», вечера, групповые дела, творческие конкурсы, беседы, экскурсии

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе

Поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности (внеурочной, творческой и др.).

Встречи с интересными людьми, олимпиады, развитие у подростка эмпатии.

11.02.2023 11:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП