СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика учебных достижений по физике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максимально объективно оценивать уровень учебных достижений и выражать это количественно в форме чисел  позволяет  тестирование. Тестирование необходимо и учителям, и  обучающимся: для учащихся – это объективное средство определения своих достижений,  для учителя – это средство оценки  эффективности обучения, его корректировки в соответствии с возможностями  обучающихся и социальным заказом на объем, содержание и качество образования.

1. В практике своей  работы  учитель использует  банк  ЕГЭ, но, определяя цель этого использования, учителю  необходимо определить характеристики выбираемых заданий.

Например:

1.

 

Задание  (из дем.варианта ЕГЭ по физике)

Характеристики

а)

Форма задания в соответствии  с типом ответа.

б)

Уровень сложнос-

ти

 задания.

в)

Темати-ческая принад-лежность

г)

Проверяемый вид деятель-

ности

д)

Способ представ-ления

информации.

е) Макси-маль-

ный балл.

С выбором ответа  (ВО)

Базовый уровень

Кинемати-ка. Ускорение.

Знание/понима-ние смысла понятий.

Применяемые умения:

1. Работа с графической информацией

2 Знание формулы ускорения

3.Владение понятием «модуль» ускорения

4.Умение проводить вычислительные операции

 

Задание содержит график как часть условия

1

 

 

 

С выбором ответа  (ВО)

 

Базовый уровень

 

Оптика. Закон преломле-ния света.

 

Знание/понима-ние смысла физических законов.

Применяемые знания,умения:

1)знать понятия: угол падения, угол преломления;

2)уметь вычленять данные по рисунку;

3) Умение работать с таблицей;

4) уметь применить закон преломления для решения задачи

 

 

Используются табличные данные, несущие дополнительную информацию, фотография реального эксперимента как часть условия

 

1

 

 

С выбором ответа  (ВО)

Базовый уровень

Квантовая физика

Знание/понимание смысла физических величин:

1) узнавать название физической величины, ее определение;

2) применять аналитическую формулу;

3) решать расчетную задачу.

 

Текстовая информация

1

 

2.

Задание

 

1

 

А11. Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами увеличили в 2 раза, а один из зарядов уменьшили в 4 раза. Сила электрического взаимодействия между ними

1) не изменилась

2) уменьшилась в 4 раза

3) увеличилась в 4 раза

4) уменьшилась в 16 раз                                                                                                                                                          

 

а) С выбором ответа

2

 

 

 

б) С кратким ответом

3.

С1.Легкая трубочка из тонкой алюминиевой фольги подвешена к штативу на тонкой шелковой нити. Что произойдет с трубочкой, когда  вблизи  нее  окажется отрицательно заряженный  шар? Трубочка не заряжена, длина нити не позволяет трубочке  коснуться шара. Ответ обоснуйте, указав,  какие физические явления и закономерности вы использовали.

в) Качественная задача

 

3. Задания банка ЕГЭ – диагностика экспериментальны умений:

Задание  (из дем.варианта ЕГЭ по физике)

а)

Умения, проверяемые заданием.

 

 

 

1. Уровень освоения практических умений через числовые значения требуемых величин.

2.Совокупность знаний и теоретических умений

3. Читать график исследования

4. Определение физических величин на основе их расчета

5. Объяснять полученные результаты на основе законов последовательного соединения проводников, закона Ома для участка цепи.

6. Делать выводы на основе экспериментальных данных

7. Оценивать погрешности измерений, выполнять расчеты с учетом приближенного характера исходных данных

8. Определение достоверности полученного результата на основании простейших методов оценки погрешностей измерений

 

 

 

А20. Чтобы определить массу гвоздя, на рычажные весы несколько раз кладут по N = 50 таких гвоздей. Взвешивание показывает, что их общая масса М = (300  5) г. Чему равна масса одного гвоздя?

1) (6   5) г

2) (6,0   0,1)г

3) (6   1)г

4) (6,00   0,01)г

 

                                                                

 

1. Уровень освоения практических умений через числовые значения требуемых величин.

2.Совокупность знаний и теоретических умений

3. Оценивать погрешности измерений, выполнять расчеты с учетом приближенного характера исходных данных

4.Определение достоверности полученного результата на основании простейших методов оценки погрешностей измерений

 

 

Тесты широко использую в процессе контроля знаний, проверок учебных достижений обучающихся. Это вполне оправдано, поскольку тестовая проверка является наиболее технологичной и экономичной формой контроля с точки зрения проведения, обработки и анализа результатов.

Диагностика  учебных достижений  обучающихся  по физике включает  использование тестовых технологий в 7 – 11 классах, включает задания,  нетрадиционные для письменной проверки знаний по физике, но которые отражают требования образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников. К ним относятся задания на проверку сформированности методологических знаний и умений и уровня владения экспериментальными умениями, качественные задачи, а также задания по работе с текстом физического содержания. 

Примеры диагностики и контроля знаний обучающихся, используемые мною в учебном процессе:

Класс

Вид диагностики

Задание

Рекомендации

7

Итоговая диагностика (повторение курса физики)

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.

Задание:

1.Определить объем бруска.

2. Определить силу тяжести, действующую на брусок 3.Определить массу бруска.

4.Определить плотность бруска.

5.Определить потенциальную энергию бруска, лежащего на ученическом столе.

6. Вычислить кинетическую энергию бруска в момент удара о пол при падении.

7 Вычислить скорость бруска в момент удара о пол

Использовать теоретический материал по физике за курс 7 класса  (указать какой): определения, законы, формулы, единицы измерения  используемых физических величин

8.

Текущая диагностика

1.Поставить эксперимент, демонстрирующий  наличие атмосферного давления.

1.1. Поставить эксперимент, демонстрирующий  применение атмосферного давления

1.2. Указать и продемонстрировать  пути усовершенствования, усложнения результатов

1.Поставить цель опыта

2. Составить план проведения опыта

3.  Выбрать необходимое оборудование

4. Поставить опыт

7.Вывод по результатам опыта

9

Итоговая  (тематический контроль знаний) диагностика

Контрольные работы

1. Тематические контрольные работы:  Каждая работа рассчитана на 45 минут и состоит из трех частей.

Часть 1 содержит 7 заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых верный только один. Часть 1 включает в себя задания А5-А7, проверяющие умение работать с информацией, представленной в виде связного текста физического или прикладного содержания. Содержание текста не обязательно соответствует теме контрольной работы.

Часть 2 содержит 2 задания (В1-В2). Задание В1 представляет собой задание на установление соответствия элементов, представленных в таблице. К заданию В2 требуется привести краткий ответ в виде набора цифр.

Часть 3 содержит два задания С1 и С2, на которые требуется дать развернутый ответ. Это - количественные задачи. Обчающийся может выполнить по выбору только одно из заданий 3 части.

 

 

                   Пример текста тематической контрольной работы в 9 классе:

Контрольная работа №1 «Кинематика».

Вариант 1.  Часть 1.

 

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов под номером выполняемого задания поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1. На рисунке приведен график зависимости пути

при движении велосипедиста от времени.

Определите по этому графику путь, который проехал

велосипедист в промежуток времени от 1 до 4 с.

  1. 9 м      2) 12 м       3) 15 м        4) 20 м

 

А2. Двигаясь по шоссе, велосипедист проехал 900 м со скоростью 10 м/с, а затем по плохой дороге – 400 м со скоростью 5 м/с. С какой средней скоростью он проехал весь путь?

  1. 7,50 м/с        2) 7,65 м/с                3) 9,00 м/с             
  2. 4) 8,00 м/с

А3. Скорость лодки относительно воды 4 км/ч, а скорость течения 2 км/ч. За какое время лодка пройдет 12 км по течению реки?

  1. 3 ч     2)  2 ч     3) 4 ч     4) 6 ч

А4  По графику определите ускорение тела.

  1. 1 м/с2            2) -1 м/с2    

3)   0,5 м/с2         4) -0,5 м/с2

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А5-А7

 

 

                                                                         Аморфные тела.

Существует особый вид тел, который принято называть твердыми телами. Это аморфные    тела. В естественных условиях они не обладают правильной геометрической формой.

К аморфным телам относятся: твердая смола (вар, канифоль); стекло, сургуч, эбонит, различные пластмассы.

По многим физическим свойствам, да и по внутреннему строению, аморфные тела стоят ближе к жидкостям, чем к твердым телам.

Кусок твердой смолы от удара рассыпается на осколки, т.е. ведет себя как хрупкое тело, но вместе с тем обнаруживает и свойства, присущие жидкостям. Твердые куски смолы, например, медленно растекаются по горизонтальной поверхности, а находясь в сосуде, со временем принимают его форму. По описанным свойствам твердую смолу можно рассматривать как очень густую и вязкую жидкость.

Стекло обладает значительной прочностью и твердостью, т.е. свойствами, характерными для твердого тела. Однако стекло, хотя и очень медленно, способно течь, как смола.

             В отличие от кристаллических тел у аморфных тел нет строгого порядка в расположении          атомов.   Только ближайшие соседи-атомы располагаются в некотором порядке. Но строгой повторяемости по всем направлениям одного и того же элемента структуры в аморфных телах нет.

         Кристаллические твердые тела плавятся и отвердевают при одной и той же строго определенной        для каждого вещества температуре. Иначе ведут себя аморфные вещества. При нагревании они постепенно размягчаются и разжижаются и, наконец, превращаются в жидкость. Температура их при этом изменяется непрерывно. При отвердевании аморфных тел температура их также понижается непрерывно.

                 В аморфных твердых телах, как и в жидкостях, молекулы могут свободно перемещаться друг относительно друга. При нагревании аморфного тела скорость движения молекул увеличивается, увеличиваются расстояния между молекулами, а связи между ними ослабевают. В результате морфное тело размягчается, становится текучим.

 

    А5. Какое из веществ относится к аморфным?

  1. смола     2) чугун          3) лед        4) кремний

 

   А6. Какой из приведенных ниже эскизов

   графика описывает изменение

   температуры при отвердевании

    аморфного тела?

  1. Г      2)  В           3) Б       4) А

 

 

   А7. Из представленных ниже выражений выберите то, которое характеризует аморфное тело.

  1. Тело, атомы и молекулы которого расположены в определенном порядке, и этот порядок сохраняется по всему объему этого тела
  2. Тело, которое характеризуется постоянством температуры плавления
  3. Тело, у которого отсутствует дальний порядок в расположении атомов и молекул по всему объему этого тела
  4. Тело, у которого расстояния между молекулами намного превосходят размеры молекул этого тела

 

 

Часть 2.

 

Задания В1,В2 – на соответствие. Ответом будет некоторая последовательность цифр. Каждую цифру писать в отдельной клетке, без запятых, цифры могут повторяться.

 

       В1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий

              пример  из второго столбца.

Физические понятия

Примеры

А) физическая величина

1) акселерометр

Б) единица физической величины

2)километр

В) прибор для измерения физической величины

3) невесомость

4)перемещение

5)относительность движения

 

В2. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от времени для тела, движущегося вдоль оси Ох. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Запишите их номера.

  1. Участок ОА соответствует равномерному движению тела
  2. Участок ВС соответствует
  3. движению тела с
  4. максимальным по модулю
  5. ускорением

 

  1. В момент времени тело

двигалось в направлении,

противоположном

направлению оси Ох

  1. В момент времени ускорение тела было равно нулю
  2. Участок АВ соответствует равномерному движению тела

 

 

 

Часть 3.

 

Задание С1  представляет собой задачу, полное решение которой необходимо записать в тетрадь. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. Полное правильное решение задачи должно включать формулы, математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение

 

С1.Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2. Какова скорость лыжника в начале и в конце уклона?

 

С2. Снаряд, летящий со скоростью 1000 м/с, пробивает стенку блиндажа за 0,001 с, после чего его скорость оказывается равной 200 м/с. Считая движение снаряда равноускоренным, определите толщину стенки.

 

 

 

Категория: Физика
14.02.2015 22:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!