СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Баю, баюшки, баю», - тихо звучит над детской колыбелью. И волшебный мир ласково окутывает, уводит туда, где котик - коток и заинька серенький, коза-дереза и серенький волчок. И начинается волшебство, пробуждается фантазия, рождается творчество. «Уж как я свою коровушку люблю», - пою я детям на самых первых и, может быть, на самых главных своих уроках, когда решается самое важное: кем я стану для них. Ещё одним взрослым, которому надо подчиниться, или близким человеком, которому можно доверить все самое сокровенное? «Уж как я свою коровушку люблю», - льётся песня, плывёт над классом. И доверчиво распахиваются глаза, и кто-то уже понимающе улыбается мне, кто-то сочувственно подпирает кулачком задумчивое лицо… Это уже объединило нас, подсказало нам, что мы одно целое. Перед нами предстал мир русской песни, тайно живущий в нас всегда, уходящий корнями в детство, сокровенное и глубоко русское, мир мудрой доброй сказки, озорной потешки, весёлой прибаутки. Словно раскрылся волшебный ларец с невиданными богатствами: черпай пригоршнями веками накопленное, заботливо сберегаемое. Пусть горят глаза, учащенно бьется сердце, и не будет ничего, что бы ни волновало душу. А потом наступит пора, когда мы вместе будем зачитываться русскими сказками, былинами и дух захватит от описаний побед над двенадцатиглавыми змеями и радостных пиров в честь богатырских подвигов в теремах, изукрашенных так, что скатный жемчуг и красное золото померкнет в сравнении с красотой их. Вдруг откроется сколько в них, в сказках, поэтической прелести, художественного совершенства, пробуждающего воображение, фантазию, развивающего чувство справедливости, ненависти к злу, веры в во всепобеждающую силу добра. Человек без фантазии, без чувства юмора беден душой, обделен теми самыми способностями, которые побуждают людей делать открытия. Фантазия окрыляет и ведет за собой, давая возможность творить. Как сохранить в моих учениках способность удивляться, этот восторг перед волшебством, перед миром тайны, перед прелестью слова? Как не дать умереть сказке, когда ребенок взрослеет? Уже второклассник не верит ни в Деда Мороза, ни в Бабу-Ягу, его не удивишь чучелом Масленицы, хотя наши предки, взрослые и серьезные, деловые и занятые, старые и малые, простолюдины и знатные с удовольствием шумно, весело и широко гуляли всю масленичную неделю. Поздней осенью и зимой собирались то в одной избе, то в другой, пели песни, танцевали, рассказывали истории, что-нибудь мастерили. Посиделки и вечерки объединяли семьи и поколения, позволяли почувствовать неповторимую красоту общего народного мира, его творческую силу. Я учу самых маленьких. Начальная школа - это свой, особый мир, сложный и хрупкий. Большинство из ребят приходит ко мне еще с широко раскрытыми глазами, готовыми слушать и верить. Мне хочется, чтобы мои воспитанники не растеряли интерес к жизни, не утеряли, а наоборот приобрели жажду знаний, чтобы не зачерствели их души, не огрубели сердца… Как добиться этого? Сложно. И однозначного, единственно правильного пути нет. Но, может быть, волшебство сказки, задушевность народной песни, судьба былинного героя, яркость фольклорного обряда оставят след в их юной душе, может быть, когда-нибудь фантастические образы сказок подтолкнут их к изобретению, блинные посиделки доставят искреннюю радость общения с близкими, а память о подвигах былинных богатырей не дадут пройти мимо хулиганов. Для современного человека более свойственно желание отойти, уклониться, не ввязываться, понаблюдать за всем со стороны. В нашей жизни это чувство равнодушия как-то незаметно пригрелось, укоренилось. Как избавиться от него? Как не погасить огонек любви в глазах ребенка? Как сохранить память о традициях прошлого и заботу о будущем? И я ищу ответы на эти нелёгкие вопросы в глубинах народной культуры. Вплетаю вековую народную мудрость в каждый урок: - Вот буква «Д», - говорю я своим ученикам. - А в старинных азбуках ее именовали красиво — ДОБРО, и внешне она похожа на крестьянский дом. У нее — двускатная крыша, крепкие стены и надежный фундамент. Русские крестьяне так и называли эту букву: ДОМ. Дом — это добро. Дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Он давал ему тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветра и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали. Нянчили детей. Молились Богу. Пели песни. Рассказывали сказки. Привечали странников. Дом — это целый мир, это очень, очень большое добро. Добро — это, прежде всего, заботливое отношение к человеку, к тому, что его окружает и что ему принадлежит. И люди заботились о доме, ценили и любили его. Не просто строили, а украшали его, обустраивали так, что любо-дорого посмотреть». И вот уже не просто азбука, а живой мир раскрылся перед нами, мир, в который хочется погрузиться, который хочется понять. Жизнь, игра и творчество пересекаются друг с другом. А главное, возникает ощущение добра, доверия, сопереживания. И мои мальчишки, и девчонки искренне верят, что и правда были на Руси такие многоцветные терема и невиданной силы мужи, а не создала их фантазия сказителя заодно с лживой водой, скатертью-самобранкой и Змеем Горынычем? Да и сам Змей Горыныч с Бабой Ягой становятся живыми и реальными, способными превратиться в добрых героев и прийти на урок. И появится, и оживёт на детских рисунках как в сотнях сказок лесная избушка на курьих ножках. Крикнет ей добрый молодец: «Стань к лесу задом, ко мне передом!» — и затопчутся курьи ножки, повернется изба в другую сторону, откликаясь на веру ребёнка в чудо. В этом, в воспитании сопереживания через фольклор, я и вижу свою задачу учителя. Учителя, стоящего у истоков формирования личности. То, что не привито в начальной школе, упущено, позднее наверстывать и исправлять очень трудно. Школа должна учить, но должна и воспитывать. Казалось бы. Прописная истина. Но как часто мы забываем о ней в погоне за показателями успеваемости. Мои ученики еще много не знают, чего-то не понимают, в чем-то сомневаются. Но они должны быть настойчивыми и храбрыми в стремлении познать неведомое, «Уж как я свою коровушку люблю», - спою я снова детям на самых первых и, может быть, на самых главных своих уроках. И верю, что я права. Потому что однажды моя ученица пришла ко мне и сказала: «А знаете, я тоже, когда вырасту, буду учительницей. И тоже буду петь так же красиво, как и вы».

11.12.2017 20:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП