СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современных условиях рыночной экономики у выпускников как будущих молодых специалистов самой важной задачей становится не просто формальное получение диплома, а стремление стать конкурентоспособным на рынке труда, на котором всё чаще наблюдается явное несоответствие между спросом на рабочие ресурсы и предложением. Основополагающими факторами, влияющими на конкурентоспособность современного выпускника, являются политический строй страны и развитие промышленной отрасли в конкретном регионе. На сегодняшний день выпускники для построения своей профессиональной карьеры должны обладать готовностью и стремлением «продолжать образование в течение всей жизни» и быть социально и профессионально мобильными. Следовательно, каждый учащийся должен осознавать, что для того чтобы быть успешным в жизни и востребованным на рынке труда, необходимо постоянно обновлять и пополнять свой запас знаний. Каждый выпускник при выборе профессии должен учитывать свои способности и возможности. Соответствие требованиям выбираемой профессии делает возможным достижение необходимого профессионального уровня. Первым фактором, влияющим на профессиональный выбор абитуриента, являются требования работодателя к нему как к потенциальному работнику.
Основными требованиями, выдвигаемыми работодателями к специалисту среднего звена, можно выделить:
· наличие профессионально важных качеств: системность и фундаментальность знаний, дисциплинированность, ответственность, заинтересованное отношение к своей работе;
· готовность к постоянному самообразованию и повышению своей профессиональной квалификации;
· способность к самоанализу процесса и результатов своей трудовой деятельности;
· наличие личностных качеств: настойчивость, самообладание, энергичность, активность, обязательность и др.;
· сформированность умений и навыков работы в команде; умение сотрудничать, организаторских способностей, умения руководить;
· сформированности навыков в поиске и работе с различными источниками информации, способность к восприятию новых идей;
· выработка способности принимать ответственные, быстрые и адекватные решения в нестандартных ситуациях.
Раньше, в условиях распределительной системы, выпускник мог постепенно адаптироваться во время стажировки и в начальный период работы под руководством наставников, когда от него ещё не требовалось полной профессиональной самоотдачи. В современных условиях рынка труда сильно сокращаются сроки приобретения молодым специалистом профессиональных навыков и доведение их до требуемого работодателем профессионализма. Даже высококвалифицированный специалист, не продолжающий своё самообразование, в связи с быстро изменяющимися технологиями, может оказаться невостребованным и неконкурентоспособным. Статистические данные показывают, что в наши дни может сложиться ситуация, когда специалисты, являющиеся (по объективным оценкам результатов их профессиональной деятельности и мнению коллег и наставников и т. п.) достаточно высококвалифицированными работниками, не смогли занять достойной ниши в сфере своей профессиональной карьеры. Они как бы «затерялись» в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях, когда другие, находящиеся на том же, а то и на более низком уровне профессионального развития, смогли остаться востребованными на своих рабочих местах. Изменение потребности в работниках той или иной профессии под воздействием внешних и внутренних причин удовлетворяется в основном путём внутреннего распределения рабочей силы по рабочим местам и может сопровождаться даже сменой видов деятельности. Обеспечение рабочих мест трудовыми кадрами в этих условиях будет определяться профессиональной мобильностью имеющейся рабочей силы.
Следующим фактором является мотивация молодого человека получить конкретную профессию. Мотивы к получению какой-либо профессии могут быть: внутренними, основанными на личностных потребностях человека и внешними, сформированными под влиянием внешних факторов: потребность общества в тех или иных специалистах, престиж профессии, перспективы её изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются, другие наоборот появляются), материальные и моральные ценности, уровень жизни семьи и т. д.
К внутренним мотивационным факторам можно отнести:
· материальные мотивы — стремление получить высокооплачиваемую работу, хороший социальный пакет, льготы;
· социальные мотивы — занять свою нишу в обществе;
· моральные мотивы — стремление быть полезным обществу;
· престижные мотивы — стремление к карьерному росту, выбор уважаемой профессии, которую оценят окружающие;
· профессиональные мотивы — стремление быть мастером своего дела и овладеть всеми нюансами профессии;
· познавательные мотивы — стремление изучать профессионально-значимую информацию;
· утилитарные мотивы — стремление иметь возможность работать в городе, иметь работу недалеко от дома, возможность продолжить своё образование в ВУЗе, советы более старшего поколения или друзей;
· творческие мотивы — иметь возможность творчески самореализовываться, быть оригинальным.
Мнение семьи для абитуриента при выборе профессии зачастую оказывает очень важное влияние. Молодой человек нередко прислушивается к мнению своих близких, в первую очередь — родителей.
Можно выделить ряд типичных ошибок, которые допускают молодые люди при выборе будущей профессии: предосудительное отношение к некоторым «непристижным» профессиям, которые на самом деле являются весьма достойными и очень важными для общества; однобокое увлечение только внешней, какой-нибудь частной стороной профессии; неадекватная оценка своих физических возможностей и способностей; отождествление учебного предмета в школе с профессией; незнание основного содержания выбираемой профессии.
Необходимо отметить, что работодатели наиболее заинтересованы в работниках, которые наиболее подготовлены и ориентированы на освоение смежных профессий. Этот фактор будет способствовать развитию взаимозаменяемости и взаимопомощи в трудовых коллективах, а также организации многоступенчатого обучения как условия их профессионального роста. Выделенные качества выпускника, как будущего специалиста формируются «под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного знания». формирование конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, чьи личностные и профессиональные качества будут наиболее востребованы на рынке труда, становится главной задачей средних специальных учебных заведений. Качество профессиональной подготовки молодого специалиста будет соотноситься работодателями с конкурентоспособностью учебного заведения, подготовившего данного выпускника.
© 2015, Леучева Юлия Владиславовна 573