СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ссылка на фрагмент фонетической зарядки в 4 классе
Фонетические зарядки предлагаются учащимся с целью:
а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время;
б) закрепить вновь приобретенные произносительные навыки;
в) предупредить распад неустойчивых навыков.
Исходя из этих задач определяются и темы фонетических зарядок на четверть. Учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков у учеников своего класса.
Предположим, что для учащихся данного класса характерна, например, закрытая гнусавость. В результате коррекционной работы учитель добился того, что они уже могут правильно произносить слова с носовыми звуками. Однако еще много случаев соскальзывания на прежнюю, ошибочную артикуляцию.
Чтобы иметь возможность закрепить правильный навык в серии целенаправленных упражнений, учитель включает в план зарядки, темой которых служат носовые звуки м, н.
В данном случае зарядки даются с целью закрепления сформированного произносительного навыка.
Приведем другой пример. Известно, что свистящие и шипящие относятся к нестойким звукам; с часто превращается в призубный (без свиста) звук, а ш в огубленный звук с. Зная это, учитель в профилактических целях включает в план работы зарядки, темой которых является звук с или ш. В данном случае зарядки даются с целью предупредить распад уже сформированного навыка.
Опыт показывает, что план работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
В плане для II класса зарядки (с учетом характера произношения учащихся) могут быть представлены в следующем виде;
1-я неделя — материал на звуки ф, в (дифференциация их в словах и фразах).
2-я неделя — материал на звуки м, п (дифференциация в словах и фразах);
3-я неделя — материал на звуки н, т (дифференциация в словах и фразах);
4-я неделя — материал на звук с;
5-я неделя — материал на звук и (закрепление правильного произношения и и йотированных звуков в словах и фразах);
6-я неделя — материал на звуки п, б (дифференциация в словах и фразах);
7-я неделя — материал на звуки м, н (дифференциация м — п, н — т в словах и фразах);
8-я неделя — материал на звук с.
В этом плане отражена задача закрепления произносительных навыков (темы, связанные со звуками ф, в, м, н, и); кроме того, в нем представлена и профилактическая задача (темы, связанные со звуками с и б).
Тема зарядок на неделю может совпадать или не совпадать с темой урока техники речи на этой неделе.
Как известно, в основу обучения школьников произношению положен аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Он должен соблюдаться и в процессе фонетических зарядок. Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что и в ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.
Источник:
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей
© 2023, Распутина Юлия Георгиевна 155