СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры умственного труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне, как учителю математики, очень часто приходится сталки­ваться с непониманием роли моего предмета в формировании личности человека (со стороны некоторых родителей и иногда коллег). Бла­гополучие страны, основа её развития - в интеллектуальном потенциа­ле общества.

В отличие от животных человек действует сознательно, предваряя практическую деятельность идеальным планом. Появление новых сложных технологий требует формирование нового человека. Умственный труд является элементом целостной деятельности всесторонне развитого че­ловека. Математика играет ведущую роль в воспитании у учащихся культуры умственного труда.

Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл.

Человек, владеющий математическим языком, способен глубже про­никнуть в суть реальных процессов, правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Человек создал уникальную цивилизацию - синтез науки, техники, культуры и искусства. Психологически индивидуальный процесс, кото­рый привел к этому уровню цивилизации - это мышление. Человеку свойственна потребность в познании объектов и яв­лений окружающего мира и их связей, в решении жизненно важных за­дач, поиске неизвестного, предвидении будущего.

Что же развивает математика ?

- мышление, необходимое для полноценного функционирования в совре­менном обществе (понятия, суждения - общие, частные, единичные - понятийное мышление; оно может быть абстрактным, отвлеченным, теоре­тическим; образное мышление - мышление, протекающих в форме нагляд­ных образов; практически-действенное - основано на личном практичес­ком опыте человека. Умственное развитие каждого человека проходит школу такого мышления, познавательная деятельность учащихся возни­кает на его основе; категориальное или структурное мышление очень характерное для математики: такой тип мышления отражает реальность в сеть категорий, тенденция к мышлению сокращенными умозаключениями, «свернутыми» структурами; дедуктивное мышление - особенность мышления в сфере математических объектов: теорема считается доказанной, если она дедуктивно выведена из других предложений, дедуктивный метод систематически применяется для изложения математических дисциплин; математике приписывают особую роль в формировании логического мышле­ния, однако исследования психологов и педагогов показывают, что тре­нировка в логических рассуждениях без понимания того как рассуждаем, не приводит к требуемому уровню развития логики мышления, приемам логического мышления нужно специально обучать).

  • элементы творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;
  • мировоззрение, понимание роли математики в освоении научной картины мира;
  • развитие устной и письменной речи (предметная речь строится по ряду законов: краткость, четкость, лаконичность, минимизация, рече­вое развитие - показатель интеллектуального и общего развития учени­ка);
  • знания, умения и навыки учебной деятельности, того, что называют умением учиться;
  • память.

Система работы учителя математики направлена на решение проблемы развития учащихся, на формирование их мировоззрения, на повышение познавательной активности, на расширение их творческих способностей. В своей повседневной учебной работе я использую различные её формы: фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную.

При фронтальной форме работы перед всеми учащимися ставится определенная цель, задание одинаково для всех, учитель дает общие указания без учета индивидуальных особенностей каждого. Фронтальная форма деятельности позволяет большинству школьников усвоить учебный материал за сравнительно короткий срок, но не обогащает опытом по­знавательной деятельности. "Внимательно послушай объяснение учителя и выполни следующие задания по указанному учителем образцу."

При коллективной форме деятельности учащихся также ставится общая цель для всех. Однако, такая форма работы предполагает самосто­ятельное нахождение (открытий учеником новых знаний или использование имеющихся знаний в новых условиях. Руководство процессом вместе с учителем осуществляют учащиеся. Задания носят проблемный характер. Задача учителя - побудить учащихся к обсуждению, направить деятельность учащихся к достижению цели. Догадка одного ученика подтверждается примерами других. Степень самостоятельности по сравнению с фронталь­ной формой повышается. «Вы - молодцы ! Сами нашли пути доказательства теоремы, сами нашли способ решения задачи и т.д.»

При групповой форме организации деятельности учащихся единая цель ставится перед группой, в которой учтены индивидуальные особен­ности учащихся. Содержание задания может быть индивидуальное или дифференцированное, оно может быть как обучающим, так и поисковым. Руководит процессом руководитель группы. Помощь группам оказывают консультанты, учитель. Степень самостоятельности учащихся возра­стает ещё больше.

Индивидуальная форма работы предусматривает постановку цели как сугубо индивидуальной, личной цели. Содержание задания может быть общим, дифференцированным, индивидуальным. Выполнение осуще­ствляется каждым учащимся самостоятельно. Учитель организует са­мостоятельную деятельность учащихся и осуществляет её контроль, ис­пользует все виды помощи. Руководит процессом сам ученик. Степень самостоятельности учащихся максимальная.

Большое внимание уделяю внеклассной работе. Использую различ­ные формы: выпуск математических стенгазет, написание тематических рефератов, проведение математических вечеров. При написании рефера­тов учащиеся учатся пользоваться услугами библиотек, умению работать с книгой, другими источниками информации, обобщать и систематизиро­вать материал, анализировать и делать выводы. Такая работа дает возможность каждому ученику проявить творческую инициативу. История зарождения великих математических судеб, судьбы выдающихся матема­тиков дают учащимся пищу для ума и сердца, примеры беззаветного служения науке приводят к философским размышлениям и нравственным поискам. Итогом такой деятельности являются математические чтения или проведение круглого стола.

Высокая степень осознанности изучаемого материала, потребность самостоятельно добывать знания и поделиться ими с другими, эстети­ческое видение мира, приобщение к постижению "вечных истин" разума, в конечном счете, и способствует становлению личности ученика. Через познание математики, этой поразительной философии разума, красоты и творчества, ученик должен найти себя, свое любимое дело.

И ещё. Сейчас возникла проблема пропаганды мате­матики, её сущности, специфики её идей, её уникального места в развитии цивилизации, её красоты, логики, её насущной необходимости. И в этом состоит ещё одна задача учителя математики.

Категория: Всем учителям
26.03.2019 22:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП