СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование метапредметных результатов на уроках истории
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Начиная работу в школе по реализации принципа метапредметности, необходимо тщательно изучить все документы по стандартам.
В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по истории:
- метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
*способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
* владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
* способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
* готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
* указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
* соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
* характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
* группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
* читать историческую карту с опорой на легенду;
* проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
* сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
* рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
* характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
* на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
* различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
*соотносить единичные исторические факты и общие явления;
* называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
* раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
* сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
* излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
* приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
* определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
* применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
* использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
* способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Свою работу по формированию вышеназванных УУД на уроках истории я строю следующим образом.
© 2017, Пудова Юлия Алексеевна 637