СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - средство достижения устойчивого интереса к занятиям физической культурой младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра - как средство достижения устойчивого интереса к занятиям физической культуры.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, ис­пользовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего по­коления. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потреб­ность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр но­вые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к иг­ре, особенно подвижной. Где можно проверить и показать свою смелость, лов­кость, быстроту и силу.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разно­образнее его личность. Игра, общение, учение, труд, вот основные ступени вос­хождения ребёнка. Значительное место в программе, по которой я работаю, за­нимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физи­ческого воспитания и развития личности учащихся. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности и инициа­тивы. Ребёнок через игру, в независимости от его способностей, может утвер­диться как личность. Игровая деятельность ребёнка, есть «нулевой цикл» его будущей личности. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на расширение не только образовательных, но так же и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике в последнее время беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребёнка заметно сокращается с мо­мента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности - учёбой. Средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оп­тимального объёма двигательной активности, с правильной постановкой учеб­ной работы по физической культуре в школе. Большая роль принадлежит здесь подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельно­сти, любовь и привычка которой закладывается с раннего детства.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на сис­темное развитие физической культуры человека. В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях, физическое воспитание может приобрести значение одного из основных факторов всестороннего раз­вития личности.

Основными задачами физического воспитания в школе являются:

  1. Формирование знаний о культуре тела, общих основах физкультурной деятельности, особенностях выполнения физических упражнений и развития физических качеств. Их роли и значения в укреплении здоровья и организации здорового образа жизни.
  2. Расширение и развитие двигательного опыта.
  3. Воспитание моральных, волевых и физических качеств.

Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физиче­ского воспитания школьников. Младший и средний школьный возраст - наибо­лее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. По мере развития школьника содержание подвижных игр становиться более разнообразным, игры приобретают всё больше вариантов, а мастерство прове­дения подвижных игр с образовательными и воспитательными целями является важной составной частью профессиональной подготовки учителей физической культуры.

Игра - социальное явление в истории общества и жизни человека. В игро­вой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных спосо­бов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способно­стей, активности, инициативы. Игра присутствует на каждом этапе развития ребёнка.

Исследования психологов показывают, что учебную деятельность можно сформировать только на основе игровой, так как она лежит в основе её форми­рования. Например, умение ребёнка обобщать, синтезировать, можно развить только в случаях, когда у ребёнка достаточно развито представление, вообра­жение, фантазия, которые могут быть сформированы в игре.

Оценивая положительные стороны игровой деятельности, можно сказать, что в сочетании с другими видами деятельности (учебной, трудовой) её можно поставить в основу решения многих проблем образования и воспитания. Игра -это творчество, игра - это труд.

Подвижной называется игра, построенная на движении. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом, замыслом, темой, дан­ной игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные двигательные дей­ствия, выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила и двигательные дейст­вия, составляют содержание подвижной игры. Содержанием и формой под­вижной игры предопределяются следующие её методические особенности:

  • Образность.
  • Самостоятельность действий.
  • Выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способно­стей (элементы соревнований).
  • Непринуждённость, естественность движений.
  • Внезапная изменчивость ситуаций.

• Присвоение отдельными занимающимся определённых ролей. Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание,

форма, методические особенности) позволяют рассматривать её в качестве од­ного из важных средств физического воспитания. Это средство при педагоги­чески оправданном практическом использовании, становится эффективным иг­ровым методом физического воспитания.

В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные).

В общеобразовательной школе подвижные игры направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Игры проводятся в сочета­нии с занятиями гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, спор­тивными играми. Разнообразные подвижные игры используются и во внекласс­ной работе.

Специалист по физическому воспитанию, должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей. Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для разных возрастных групп, а так же умело отбирать их исходя из кон­кретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством со­вершенствования процесса роста, морфологического и функционального разви­тия организма, содействовать повышению уровня общей физической подготов­ленности занимающихся.

У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление, многие игры строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружаю­щей жизни. Восприятие детей 7-9 лет вначале не достаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснение игры, отделять главные' игровые действия от второстепенных, поэтому строй­ный ход игры нередко нарушается, внимание не произвольно, они не могут по­долгу сосредотачиваться на одном действии, на выполнении одной конкретной задаче.

Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности волевых качеств не редко сводится к стремлению играть за себя и для себя (до­биваться наиболее интересных ролей в игре не уступая товарищам, нарочно по­долгу водить).

У детей в возрасте 7-9 лет косно-связочный аппарат пластичен, гибок. Он легко податлив деформации. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса. Возрастные особенности ма­леньких школьников не допускают применение игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжёлых предметов. Особенности строения и функций сер­дечно-сосудистой системы детей 7-9 лет, обуславливают возможность проведе­ние подвижных игр со значительной интенсивностью двигательных действий, но не длительных, с короткими перерывами для отдыха.

Организуя игры на уроках физической культуры в начальной школе, очень важно осуществлять педагогически целенаправленнее воздействие на возрас­тное развитие двигательных качеств, иначе воспитывать двигательные качест­ва.

Игры на развитие быстроты. Быстрота с успехом развивается во многих подвижных играх, где отчётливо сочетаются показатели быстроты, как ответ­ная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движе­ний выполняемых в единицу времени. Это можно проследить на примере не

сложных игровых эстафет. Игры: «Салки», «Вызов номеров», «День-ночь», «Давай руку».

Игры на развитие силы. Подходят игры, требующие от участников про­явления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по на­грузке. Игры: «Цепи кованные», «Кто дальше бросит», «Тянем, потянем», «Бой петухов».

Игры на развитие выносливости. Соответствуют игры с неоднократным повторением действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Игры: «Сумей догнать», «Два мороза», «Салки», «Эстафеты».

Игры на развитие ловкости. Развитие ловкости заключается в совершен­ствовании чувства движении. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно напрягать и расслаблять мышцы выполнять действия в зависимости от конкретной обстановки. Игры: «Салки». «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Царь горы», «Эстафеты с предмета­ми».

Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготови­тельной части главная задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях. В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с со­вершенствованием двигательных умений. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Задача заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, ор­ганизованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внима­ние, а также игры с небольшой двигательной активностью.

Характерная черта современной концепции школьного физического воспи­тания - повышение роли образовательной направленности обучения как одного из условий успешного формирования физической культуры личности школьни­ка. Для этого необходимо заинтересовать учащегося. Нередко наблюдаемое па­дение интереса к занятиям физической культуры можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методики проведения уроков. Стиму­лировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможно­сти, пробудить интерес школьника позволяют нестандартные формы организа­ции урока, которые успешно решают образовательные и воспитательные зада­чи.

Урок может быть успешным, если он интересен для учащихся, понятен по постановке целей и выбору средств. По мнению психологов, маленький ребе­нок - это деятель и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем больше движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интен­сивнее интеллектуальное развитие.

Следовательно, на уроке физической культуры предпочтение необходимо отдавать игровому и соревновательному методам.

  1. Игровой метод можно использовать с сюжетной основой. Маленькие граждане с доверчивым взглядом и чистой душой легко входят в образ, проявляют индивидуальность и не поддельный восторг, если надо вспорхнуть бабочкой, пробежать крабиком и даже стать радугой. Чтобы разнообразить занятие, можно например:
  • Сочинять игры в стихотворной форме. Дети играя, повторяя стихи, без напряжения овладевают основными двигательными навыками, развивают координацию, пластичность, ловкость.
  • Создать картотеку подражательных упражнений. Подражание движениям животных, предназначением и свойствам предметов, явлениям природы, процессам, происходящим в мире, дети, в тоже время воспитывают интеллект, творческую фантазию, познают мир и определяют своё место нем.
  • Подвижные игры – это вообще поле для фантазий и творчества учителя, но при этом не должна теряться суть игры, ее ядро.

Соревновательный метод применять и в сравнительно элементарных формах. При этом предмете соревнований могут быть любые физические упражнения, традиционные соревнования, типа эстафет, но при нетрадиционных параметрах оценки лучших таковыми являются: оригинальность и рациональность выполнения заданий, использование более широкого набора способов действия. Применение этих параметров оценки лучших не снижает эмоциональность урока, но в то же время стимулирует детей к осмысленным двигательным действиям.

  1. Поэтому успех состоит в разнообразии форм занятий. Благодаря многообразию конкурсов, эстафет, соревнований, смотров, спартакиад, игр, викторин школьники полнее удовлетворяют интерес и двигательную потребность, лучшие познают себя и товарищей, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. Это обстоятельство обуславливает необходимость поиска, отбора и развитию тех форм занятий, которые бы способствовали повышению эмоционального тонуса, активности детей и подростков, их самовыражению.
  2. Волевые процессы тесно связаны с эмоциональными, которые являются внешними выражениями внутренней борьбы, происходящей в человеке при преодолении конкретных трудностей. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительном повышении объёма работы. Интересной игре ребенок отдается целиком. Игра обеспечивает ему «ситуацию успеха». Ребенку не всегда важен результат, победа, успех, ему нравится сам процесс, каким бы трудным он не был. При выборе игры мы учитываем:
  • конкретные интересы и склонности детей;
  • состава детей по возрасту, полу и физической подготовленности.

Чтобы создать благоприятные условия для развития его индивидуальности, что способствует полному раскрытию потенциала личности ребенка и дает возможность регулировать нагрузку во время игры, используя следующие приемы:

  • изменение профильности и количества повторений игры;
  • увеличение и уменьшение площадки;
  • изменение веса инвентаря;
  • упрощение или усложнение правил игры;
  • введение или устранение перерывов и т.д.

Поэтому в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.

Надо стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих личных возможностей, а с другой – расширяя собственные представления об окружающей действительности. Важно,чтобы дети получали от уроков радость и покидали спортивную площадку с удовлетворением и улыбкой.

Развитие самостоятельности осуществляется на всех этапах учебной деятельности.

  1. Повышение интереса к занятиям путем осмысления детьми своих действий. При изучении «для чего предназначено действие» и выполнении определенного упражнения дети должны узнать, для чего оно предназначено. В одном случае это сообщает учитель.

В другом – придумывает движение того же воздействия. Главное – ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без понимания учащимися его смысла.

«Порядок расположения упражнений». Дети должны узнать, причем разными путями, порядок нахождения упражнений в комплексе или в уроке. Чем более самостоятельным путем школьники приходят к этим занятиям, тем эффективнее проходит усвоение упражнений «Диалог». Стараться организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога учителя присутствовал бы диалог с детьми.

«Где проводятся данные двигательные действия?». Школьники должны знать не только изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности.

  1. Сохранение интереса к занятиям у всех учащихся. Самым сильным в двигательном плане учащимся предлагаемые упражнения (особенно по спортивным играм) порой интересны из-за их простоты. Слабые ученики, которые не успевают осваивать необходимые знания и двигательные действия, повышать уровень развития физических качеств, тоже теряют интерес к урокам. Выход из положения – разделение класса на группы. Для учащихся не является секретом критерий этого деления. Поэтому каждый без обид занимается повышением своей индивидуальной подготовленности.

Игры оказывают самое благотворное влияние на физической развитие детей.

Только при серьезном, творческом подходе к проведению уроков физической культуры и внеклассных форм работы открываются широкие возможности для соединения воспитания и обучения, глубже становится наше педагогическое влияние на личность школьника. В то же время, какими бы хорошими уроки и внеклассные мероприятия не были, они быстро приедаются детям, не учитываем их желание.

Таким образом, в воспитании и формировании личности ребенка, развитии у него физических качеств, большое значение имеют: подвижные, спортивные, игровые действия, эстафеты.

Во-первых, они оказывают самое благотворное влияние на физическое развитие детей.

Во-вторых, содействуют интеллектуальному развитию детей: обостряют ощущения и восприятия, приучают к наблюдательности, быстрому пониманию сущности явлений, мышлению в процессе творческой деятельности, развивают внимание, память, творческое воображение.

В-третьих, способствуют нравственному воспитанию детей. Воспитывают нравственные чувства, всесторонне влияют на развитие воли, поскольку обязательно связаны с активным проявлением личности, оказывают благотворное влияние на развитие характера и таких его черт, как самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, аккуратность, дисциплинированность, приучают к коллективным действиям (необходимостью творчески согласовывать индивидуальные действия с действиями других игроков своей команды, проявление дружных совместных усилий для достижения общей цели). Воспитывают чувство справедливости и нетерпимости к нарушениям установленных правил поведения, умение и охоту подчинить свои желания воле коллектива, действовать в интересах коллектива.

Развитие личности происходит только при условии деятельности человека. Поэтому воспитательный процесс базируется на организационной разносторонней деятельности детей, которая формирует у них социально-ценные отношения.

Там, где нет деятельности, нет развития. Там, где плохо организуется деятельность, тоже нет развития, а значит, и воспитания.

Литература.

  1. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: Просвещение, 1971.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение, 1977.
  3. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Издательство «Феникс», 2001.
  4. Погадаев Г.И. Игра интересная для детей. Журнал «Физическая культура в школе», 1998, №2.
  5. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М.: Просвещение, 1979.
Категория: Физкультура
26.11.2017 12:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!