СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игра - как средство достижения устойчивого интереса к занятиям физической культуры.
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, особенно подвижной. Где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд, вот основные ступени восхождения ребёнка. Значительное место в программе, по которой я работаю, занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания и развития личности учащихся. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности и инициативы. Ребёнок через игру, в независимости от его способностей, может утвердиться как личность. Игровая деятельность ребёнка, есть «нулевой цикл» его будущей личности. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на расширение не только образовательных, но так же и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике в последнее время беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребёнка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности - учёбой. Средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объёма двигательной активности, с правильной постановкой учебной работы по физической культуре в школе. Большая роль принадлежит здесь подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка которой закладывается с раннего детства.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на системное развитие физической культуры человека. В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях, физическое воспитание может приобрести значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Основными задачами физического воспитания в школе являются:
Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физического воспитания школьников. Младший и средний школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. По мере развития школьника содержание подвижных игр становиться более разнообразным, игры приобретают всё больше вариантов, а мастерство проведения подвижных игр с образовательными и воспитательными целями является важной составной частью профессиональной подготовки учителей физической культуры.
Игра - социальное явление в истории общества и жизни человека. В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Игра присутствует на каждом этапе развития ребёнка.
Исследования психологов показывают, что учебную деятельность можно сформировать только на основе игровой, так как она лежит в основе её формирования. Например, умение ребёнка обобщать, синтезировать, можно развить только в случаях, когда у ребёнка достаточно развито представление, воображение, фантазия, которые могут быть сформированы в игре.
Оценивая положительные стороны игровой деятельности, можно сказать, что в сочетании с другими видами деятельности (учебной, трудовой) её можно поставить в основу решения многих проблем образования и воспитания. Игра -это творчество, игра - это труд.
Подвижной называется игра, построенная на движении. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом, замыслом, темой, данной игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные двигательные действия, выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила и двигательные действия, составляют содержание подвижной игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие её методические особенности:
• Присвоение отдельными занимающимся определённых ролей. Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание,
форма, методические особенности) позволяют рассматривать её в качестве одного из важных средств физического воспитания. Это средство при педагогически оправданном практическом использовании, становится эффективным игровым методом физического воспитания.
В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные).
В общеобразовательной школе подвижные игры направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Игры проводятся в сочетании с занятиями гимнастикой, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, спортивными играми. Разнообразные подвижные игры используются и во внеклассной работе.
Специалист по физическому воспитанию, должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей. Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для разных возрастных групп, а так же умело отбирать их исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процесса роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся.
У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление, многие игры строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Восприятие детей 7-9 лет вначале не достаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснение игры, отделять главные' игровые действия от второстепенных, поэтому стройный ход игры нередко нарушается, внимание не произвольно, они не могут подолгу сосредотачиваться на одном действии, на выполнении одной конкретной задаче.
Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности волевых качеств не редко сводится к стремлению играть за себя и для себя (добиваться наиболее интересных ролей в игре не уступая товарищам, нарочно подолгу водить).
У детей в возрасте 7-9 лет косно-связочный аппарат пластичен, гибок. Он легко податлив деформации. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса. Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применение игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжёлых предметов. Особенности строения и функций сердечно-сосудистой системы детей 7-9 лет, обуславливают возможность проведение подвижных игр со значительной интенсивностью двигательных действий, но не длительных, с короткими перерывами для отдыха.
Организуя игры на уроках физической культуры в начальной школе, очень важно осуществлять педагогически целенаправленнее воздействие на возрастное развитие двигательных качеств, иначе воспитывать двигательные качества.
Игры на развитие быстроты. Быстрота с успехом развивается во многих подвижных играх, где отчётливо сочетаются показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений выполняемых в единицу времени. Это можно проследить на примере не
сложных игровых эстафет. Игры: «Салки», «Вызов номеров», «День-ночь», «Давай руку».
Игры на развитие силы. Подходят игры, требующие от участников проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Игры: «Цепи кованные», «Кто дальше бросит», «Тянем, потянем», «Бой петухов».
Игры на развитие выносливости. Соответствуют игры с неоднократным повторением действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Игры: «Сумей догнать», «Два мороза», «Салки», «Эстафеты».
Игры на развитие ловкости. Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движении. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно напрягать и расслаблять мышцы выполнять действия в зависимости от конкретной обстановки. Игры: «Салки». «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Царь горы», «Эстафеты с предметами».
Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях. В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Задача заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью.
Характерная черта современной концепции школьного физического воспитания - повышение роли образовательной направленности обучения как одного из условий успешного формирования физической культуры личности школьника. Для этого необходимо заинтересовать учащегося. Нередко наблюдаемое падение интереса к занятиям физической культуры можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методики проведения уроков. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности, пробудить интерес школьника позволяют нестандартные формы организации урока, которые успешно решают образовательные и воспитательные задачи.
Урок может быть успешным, если он интересен для учащихся, понятен по постановке целей и выбору средств. По мнению психологов, маленький ребенок - это деятель и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем больше движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Следовательно, на уроке физической культуры предпочтение необходимо отдавать игровому и соревновательному методам.
Соревновательный метод применять и в сравнительно элементарных формах. При этом предмете соревнований могут быть любые физические упражнения, традиционные соревнования, типа эстафет, но при нетрадиционных параметрах оценки лучших таковыми являются: оригинальность и рациональность выполнения заданий, использование более широкого набора способов действия. Применение этих параметров оценки лучших не снижает эмоциональность урока, но в то же время стимулирует детей к осмысленным двигательным действиям.
Чтобы создать благоприятные условия для развития его индивидуальности, что способствует полному раскрытию потенциала личности ребенка и дает возможность регулировать нагрузку во время игры, используя следующие приемы:
Поэтому в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Надо стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих личных возможностей, а с другой – расширяя собственные представления об окружающей действительности. Важно,чтобы дети получали от уроков радость и покидали спортивную площадку с удовлетворением и улыбкой.
Развитие самостоятельности осуществляется на всех этапах учебной деятельности.
В другом – придумывает движение того же воздействия. Главное – ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без понимания учащимися его смысла.
«Порядок расположения упражнений». Дети должны узнать, причем разными путями, порядок нахождения упражнений в комплексе или в уроке. Чем более самостоятельным путем школьники приходят к этим занятиям, тем эффективнее проходит усвоение упражнений «Диалог». Стараться организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога учителя присутствовал бы диалог с детьми.
«Где проводятся данные двигательные действия?». Школьники должны знать не только изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности.
Игры оказывают самое благотворное влияние на физической развитие детей.
Только при серьезном, творческом подходе к проведению уроков физической культуры и внеклассных форм работы открываются широкие возможности для соединения воспитания и обучения, глубже становится наше педагогическое влияние на личность школьника. В то же время, какими бы хорошими уроки и внеклассные мероприятия не были, они быстро приедаются детям, не учитываем их желание.
Таким образом, в воспитании и формировании личности ребенка, развитии у него физических качеств, большое значение имеют: подвижные, спортивные, игровые действия, эстафеты.
Во-первых, они оказывают самое благотворное влияние на физическое развитие детей.
Во-вторых, содействуют интеллектуальному развитию детей: обостряют ощущения и восприятия, приучают к наблюдательности, быстрому пониманию сущности явлений, мышлению в процессе творческой деятельности, развивают внимание, память, творческое воображение.
В-третьих, способствуют нравственному воспитанию детей. Воспитывают нравственные чувства, всесторонне влияют на развитие воли, поскольку обязательно связаны с активным проявлением личности, оказывают благотворное влияние на развитие характера и таких его черт, как самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, аккуратность, дисциплинированность, приучают к коллективным действиям (необходимостью творчески согласовывать индивидуальные действия с действиями других игроков своей команды, проявление дружных совместных усилий для достижения общей цели). Воспитывают чувство справедливости и нетерпимости к нарушениям установленных правил поведения, умение и охоту подчинить свои желания воле коллектива, действовать в интересах коллектива.
Развитие личности происходит только при условии деятельности человека. Поэтому воспитательный процесс базируется на организационной разносторонней деятельности детей, которая формирует у них социально-ценные отношения.
Там, где нет деятельности, нет развития. Там, где плохо организуется деятельность, тоже нет развития, а значит, и воспитания.
Литература.
© 2017, Тишакова Оксана Александровна 1712