СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игры, занятия с элементами экспериментирования для самых маленьких."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры, занятия с элементами экспериментирования для самых маленьких.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов ( Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности выделяет детское экспериментирование, которое и является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.

Детское экспериментирование – это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:

- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования ( ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

- Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

- Вызывать у детей интерес к поисковой деятельности.

- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства материалы для самостоятельной деятельности.

- Развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.

В ориентировочно-исследовательской деятельности необходимо опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

- Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка. его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием).

- Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей).

- Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

- Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

(в младшей группе не в свободном доступе, а только под присмотром воспитателя).

Детское экспериментирование в условиях ДОУ.

В настоящее время все большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра – экспериментирование». Под ним понимается детское экспериментирование, побуждаемое объектом на основе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется в детском саду – игры - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Картотека игр с водой.

1. «Познакомимся с водой».

- Вода разливается по поверхности стола (у нее нет формы, она жидкая).

- Воду можно собрать губкой.

- Вода бывает теплая и холодная.

- Вода наливается в разные сосуды.

2. «Ну-ка, вылови!»

(в тазике с водой плавают различные мелкие предметы ( например, пластмассовые рыбки), рядом стоит ведерко или тарелка. Дети при помощи сачка (ложки) вылавливают по одному предмету).

3. «Кто быстрее нальет и выльет?»

( Предложить детям сосуды разной формы (бутылочки, кружки, баночки и т.д), пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду, предложить налить воду в сосуды через воронку).

4. «Кап-кап-кап…»

( Выливая воду из бутылочки, предложить детям послушать, как журчит вода; предложить послушать, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос).

5. «Разноцветная вода»

(окрашивание воды пищевым красителем, гуашью)

6. «Волшебный камешек»

(Рассмотреть с детьми разноцветные сухие камешки (лучше всего декоративные);

опустить их в тазик с водой. Поговорить с детьми о том, что камешки тяжелые и они упали на дно. Достать камешки из воды и сравнить их с сухими. Сделать вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет).

7. «Надо, надо помогать!»

(Поручения: умыть куклу, помочь помыть игрушечную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду)

8. «Что такое снег?»

( Принести в группу снег и положить его в тазик, вместе с детьми понаблюдать за таянием снега и сделать вывод, что снег – это замерзшая вода )

9. «Почему нельзя есть снег?»

( Рассмотреть воду, появившуюся в тазу после таяния снега ( можно при помощи лупы) и обратить внимание детей на грязь на дне тазика. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот )

10. «Что такое лед?»

( Принести и положить в тазик кусочки льда, через некоторое время поискать лед в тазике. Побеседовать с детьми о том, почему в тазике появилась вода и сделать вывод, что это растаял лед. Закрепить с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода )

11. «Почему плачет сосулька?»

( Прикрепить над тазиком ситечко и положить в него сосульку. Понаблюдать вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в тазик станет капать вода. Подвести детей к мысли, что в тепле сосулька тает)

12. «Тонет – не тонет»

( Дать детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки); предложить бросить их в воду в тазике. Посмотреть какие из них утонули, а какие нет)

13. «Праздник мыльных пузырей»

( Взбить в тазике мыльную пену и с помощью соломки (трубочки) пускать пузыри)

14. «Волшебная бутылочка»

( Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку: для этого в бутылочку наливают воду и помещают пуговицы, бусинки, мелко нарезанную фольгу. При переворачивании бутылки предметы медленно опускаются вниз)

Картотека игр с песком.

1. Здравствуй, песок!

Цель: снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка.

Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого:

— дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу;

— дотронуться до песка всей ладошкой;

— перетереть песок между ладонями.

Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д.

2. Маленький исследователь.

Цель: познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.

Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):

— Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.)

— Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках).

— Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.

3. Узоры на песке.

Цели: развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.

Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами.

Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.

Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами.

4. Песочный дождик.

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

Песочная фея. Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

5. Отпечатки.

Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

6. Подсказки.

Цель: обучить порядковому счету.

Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.

Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.

Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.

08.01.2020 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП