СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии как возможность самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ»

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - в этих словах К.Д.Ушинского выражена характеристика профессиональных качеств учителя. А известный немецкий педагог Адольф Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием». Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Это стремление к непознанному, к поиску новой информации, овладению новыми способами деятельности. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем другие. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в других научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, и ключевую роль в процессе непрерывного образования играет самообразование. Это наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя. А современные технологии позволяют организовать процесс самообразования на высоком уровне. ИТ в самообразовании неизбежны в силу качественных изменений в структуре познавательной деятельности личности, потому что применение информационных технологий открывает новые возможности в самообразовании. ИТ в самообразовании выступают как высокоэффективный педагогический инструмент, позволяющий получить качественно новый образовательный процесс, полностью соответствующий современным требованиям в области образования, повышающий при этом эффективность и качество подготовки обучающихся. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Во-первых, Интернет –это универсальный и самый дешёвый источник педагогической, методической и научной информации. А учитель должен быть всегда в курсе педагогических новинок. Во-вторых, средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться и обсуждать на форумах и конференциях с коллегами аналогичные проблемы. Для повышения педагогического мастерства предлагаются вебинары. Вебинар – это современный формат проведения конференций, презентаций, совещаний, лекций, тренингов, мастер – классов и других мероприятий в режиме он-лайн. Используя данную форму для самообразования педагога, можно выделить следующие плюсы: никакой спецтехники и специальной программы не нужно. Нужен только компьютер с выходом в Интернет. Во – вторых, иногда не всегда достаточно просто прочитать статью на данную тему, информация усваивается гораздо лучше в общении. Вебинар с чтением и просмотром видеоуроков гораздо более эффективен, потому что позволяет сразу использовать знания и устранить в них пробелы. На мой взгляд, проведение таких мероприятий оказывает существенное положительное влияние на понимание многих вещей, которые, порой, бывает невозможно понять без опытных консультаций. Ещё одна хорошая возможность для самообразования – это дистанционные курсы повышения квалификации педагогов. Дистанционное обучение пользуется огромной популярностью во всём мире. Потому что, во-первых, это работа дома, в удобное для педагога время, без отрыва от профессиональной деятельности. Во-вторых, выбор нужного курса. В-третьих, расходы на обучение минимальны.

Таким образом, педагог не может жить вне информационного пространства. Жизнь не стоит на месте, и использовать устаревшие методики было бы странно. «Если мы учим сегодня так, как учили вчера, мы крадём у наших детей завтра» (Джон Дьюи. Педагог и философ ХХ века). Прежние устои, когда самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, кружках, «народных университетах» и т.д. Как говорится, в век автомобилей мы не будем ездить на телеге. Сейчас практически каждый ребёнок, начиная с детского возраста умеет вращаться в этом информационном пространстве: «качать» музыку и фильмы, общаться в социальных сетях, обрабатывать фотографии, находить нужную информацию и т.д. Соответственно, учителю нужно быть « в тренде». А значит, владеть ИКТ так, чтобы удивлять, воспитывать, убеждать. Учитель как кувшин, который должен быть постоянно наполнен. Чтобы его источник не иссяк, нужно постоянно совершенствовать свои знания в своей предметной области. Я считаю, что детям не интересен учитель, который просто пересказывает книгу, объясняя урок, а интересен тот, который увлечён своим предметом, умеет заинтересовать им, сам всегда находится в творческом поиске и привлекает к нему учеников. Чем больше информации, методов и инструментов мы используем в своей работе, тем больше эффект от нашей работы. Нам некогда «почивать на лаврах», нужно учиться. Без самообразования идея личностного и профессионального развития учителя практически неосуществима. Поэтому никогда не поздно учиться. Независимо от формы обучения.

07.02.2023 09:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП