СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках естественнонаучного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ на уроках.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к уроку, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.

Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению.

Я использую на уроках различные современные технологии, одной из главных является применение информационно - коммуникационных технологий.

Поэтому темой моей методической работы является «Использование ИКТ на уроках географии, химии и биологии». Целью использования информационно - коммуникационных технологий на моих уроках является формирование положительной мотивации и познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и географии.

Использование ИКТ на уроках.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к уроку, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Использование компьютерной технологии открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.

Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению.

Я использую на уроках различные современные технологии, одной из главных является применение информационно - коммуникационных технологий.

Поэтому темой моей методической работы является «Использование ИКТ на уроках географии, химии и биологии». Целью использования информационно - коммуникационных технологий на моих уроках является формирование положительной мотивации и познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и географии.

Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

1.Повысить мотивацию к обучению химии, биологии, географии используя современные педагогические технологии.

2. Активизировать познавательную деятельность.

3. Развивать мышление и творческие способности ребёнка.

4. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника.

5. Способствовать стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности через разные формы работы.

6. Вовлечь их в активную познавательную и исследовательскую деятельность.

На современном этапе в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла  особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии, химии и географии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами.

Уроки биологии и химии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Кроме того, изучение биологии и химии предполагает проведение лабораторных работ. При организации лабораторных работ компьютер может стать эффективным помощником учителя, когда невозможно осуществить работу в школьной лаборатории, из-за отсутствия необходимого оборудования.

При проведении уроков географии компьютер дает возможность продемонстрировать видеосюжеты о природных явлениях, географических объектах. Ученики могут стать свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания. За последнее время для учащихся и преподавателей биологии, химии и географии разработаны и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, энциклопедии и экзаменаторы.

На уроках биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. На уроках химии можно использовать энциклопедии Кирилла и Мефодия, интернет-ресурсы: Мир химии  - http://chem.km.ru, Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: химия - http://experiment.edu.ru.

 

По способу использования информационных технологий мною проводятся следующие типы уроков:

1.      Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;

2.      Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет

При внедрении информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в наших условиях оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. 

На уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие формы подачи материала учителем:

1. в форме мультимедийной презентации,

2. электронные учебники,

3. тесты, тренинги, on-line тесты.

4. видиоуроки,

5. виртуальные практические и лабораторные работы.

 

Варианты применения ИКТ в моей работе:

1. ПРЕЗЕНТАЦИИ:

К наиболее эффективным формам представления материала на уроках, следует отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Отличительная особенность презентации - это тезисность для преподавателя и наглядность для учащегося. В презентации могут быть показаны самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д. Использовать компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, чем что-то писать на доске мелом.

Мною разработаны и созданы собственные комплекты уроков-презентаций по всем темам по биологии с 6 по 9.класс, по химии 8 и 9 класс, по географии с 6 по 9 класс.

Для создания презентаций в своей практике я использую программу Power Point. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Варианты применения презентаций в моей работе с учащимися:

– Применение презентаций на уроке при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д. Презентация дает возможность любую информацию представить наглядно. Например: урок биологии 7 класс «Отряды Насекомых», биология 8 класс «Строение органов пищеварительной системы», биология 9 класс «Органоиды клетки». биология 6 класс «Общая характеристика грибов»., урок географии 7 класс «Природные зоны Африки».

- Применение презентаций на обобщающих уроках при закреплении нескольких тем. Например: география 8 класс обобщающий урок по теме «Рельеф и геологическое строение», биология 7 класс обобщающий урок по теме «Класс рыбы», биология

- при проведении уроков в форме игры. Например, урок географии 8 класс обобщающий урок по теме «Внутренние воды России», Брейн-ринг по биологии 7 класс «Многообразие моллюсков», Брейн-ринг по биологии 8 класс «Что такое сердце?», Счастливый случай по географии 6 класс.

- Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов (отчеты по экскурсиям в природу, сообщения – защиты по отдельным темам ,для дискуссии на уроке, визитка– представление команды на экологическом слете, на смотре экологических театральных коллективов и т.д.).

Исследовательские проекты «Вулканы Камчатки», «Оценка степени физического развития школьников», «Газировка: это вредно или нет?».

 

2. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ.

Наибольшее распространение в обучении получили электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на мой взгляд, являются: их мобильность, доступность и адекватность уровню развития современных научных знаний. Создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Использование электронного учебника на уроках, позволяют заинтересовать учащихся, контролировать их деятельность, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

Практикую использование электронных учебников в 5 классах «Урок природоведения», в 7 и 8 классах «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа, в 8 и 9 классах «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа;  электронные пособия - «Неорганическая химия», «Органическая химия». Учащиеся в высокой степени усваивают материал, изложенный в такой форме, о чем свидетельствуют результаты текущих тестирований.

3. ТЕСТЫ.

Возрастает популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения. Главными причинами этого процесса являются: возможность автоматизированной обработки результатов, точный подсчет числа выполненных ответов, высокая степень объективности выставляемых отметок. В последние годы дополнительный интерес к тестовому контролю предмета связан с организацией Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации школьников.

Использовать тестовые задания возможно несколькими способами. Самый распространённый способ – это тесты имеющиеся в мультимедиа-учебниках, СD – дисках, on-lin тесты. Учащийся выполняет индивидуальную работу с компьютером, происходит моментальная и полная обработка ответов компьютерной программой.

Например, на уроках природоведения 5 класс, биологии 6, 8 и 9 класса, химии 8 класса.

Другой способ – выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора. Этот  способ актуален при обучении пользованием тестами, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Изучив технологию составления тестов, я сама составляю тесты по своим предметам. В системе работы по предметам мною накоплен собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов и создана картотека тестовых заданий для всех классов по биологии, химии, географии.

Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания например урок биологии 8 класс тема «Механизмы вдоха и выдоха» в начале урока учащиеся выполняют тест по теме органы дыхательной системы.

Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты например на уроке биологии 7 класс «Многообразие моллюсков».

Тесты могут используются для итоговой проверки знаний и умений. Такую форму проверки знаний учащихся использую регулярно. Например, биология 8 класс проверочный тест «Кровь, состав крови человека», география 7 класс «Африка», химия 8 класс «Химические свойства оксидов». Причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.

В своей педагогической деятельности я также использую контрольные работы с использованием КИМов ЕГЭ тестовые задания А и В и заданий ЕГЭ категории С, требующие от учащихся реализации навыков и умений поискового, научно-исследовательского и творческого характера.

 

4. ВИДИУРОКИ.

Достоинством использования на уроках видеофильмов является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма на уроках помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запоминания нового митериала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для разработки новых методик в образовании и тем самым повысить его качество.

 

Веду мониторинг по всем направлениям деятельности, в том числе в работе с проблемными и с одаренными детьми.

 

На уроках компьютер – это средство достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ребенка, и профессионального мастерства учителя, создаёт новую культуру педагогического общения. Подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. А лучшей наградой для учителя служат возрастающий интерес ребят к предмету, ожидание ими уроков и их положительные результаты знаний.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни.

Сегодня использование икт очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование икт становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

 

 

 

Категория: Биология
21.01.2015 19:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!