СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов математики на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек имеет всесторонне развитую сущность. Но вот учителю математики, который просто ищет пути решения, применяя известные математические правила, будет тяжело перестроить свое мышление на применение жизненного опыта, чувств на своих уроках, которые применяет учитель литературы и русского языка. Анализируя литературное произведение, мы всегда обращаемся к жизненному опыту; давая характеристику персонажам, мы сравниваем их жизненные принципы с современными нормами нравственности и морали, со своими убеждениями. И этот анализ полностью базируется на наших чувствах. «Литература, если воспринимать ее сердцем, а голову отключать до урока алгебры, тоже покажется такой же интересной, как и любимая математика». Сердце – это хорошо, но, думается, если «отключить голову», то и на алгебре, и на литературе результат будет один, то есть его не будет. Математика на уроке литературы должны проверять то, чему их научили на алгебре. Умение выстраивать логические цепочки, делать выкладки, обобщать – это то, что делает математика немного филологом. А в большей степени точные науки не дают свободы мысли, но и чувства. Чувства есть у всех, даже у самых талантливых математиков. И ничто так, как литература, не развивает в человеке способность понимать не только свои, но и чувства других. Литература дает право выбора: только нам решать, плохой герой или хороший, только нам решать, верить автору или нет. Нет формулы, по которой можно было бы рассчитать достоинство, доброту, порядочность. Литературные произведения неоднозначны, поэтому интересны.

На уроках русского языка дела обстоят немного проще. При изучении некоторых орфограмм в русском языке мы используем определенный алгоритм действий применения правила, который используется и в математике. Например, алгоритм правописания личных окончаний глаголов: 1) определить ударное или безударное окончание; 2) если безударное определить спряжение; 3) по спряжению вставить ту ли иную гласную букву.

В КИМах обязательного государственного экзамена (ОГЭ) есть задание – написать сочинение-рассуждение на грамматическую тему, в котором учащимся 9 классов следует привести аргументы (доказательства, как в геометрии) из литературного текста, доказывая свое понимание слова, тезиса, высказывания. По итогам своих рассуждений сделать вывод.

При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» тоже используются элементы математики. Тире ставится между словами выраженными числительными или существительным и числительным. Например, «Шестью шесть – тридцать шесть»; «Длина Волги – три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров».

При изучении темы «Числительное» учащиеся решают примеры разных уровней, используя числа в словесной форме.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы могут использоваться элементы математики.

08.07.2020 12:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП