СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование воспитательных методов и приемов в интерактивных формах работы на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех процесса воспитания во многом зависит от взаимоотношений воспитателя с детьми, детей друг с другом, воспитанника с коллективом.

Интерактивные формы, методы и приемы воспитания способствуют продуктивному взаимодействию учащихся между собой и с воспитателем с двусторонним обменом информации между ними, в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний, личностное воспитание. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. Интерактивный в переводе с англ. означает способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. По-другому его называют «диалоговым» взаимодействием.

Интерактивные методы, приемы и формы воспитания позволяют решать следующие задачи:

- активное включение каждого воспитанника в процесс воспитания;

- повышение познавательной мотивации;

- обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

- воспитание лидерских качеств;

- умение работать с командой и в команде;

- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата;

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки обучающихся, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу, и проверить свои способности.

Ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит классному руководителю. Принимая очередной класс, классный руководитель мечтает о создании дружного класса-семьи, где каждый воспитанник будет вовремя услышан, по необходимости поддержан и обязательно проявит свои возможности и таланты. Не секрет, что об этом же мечтают и сами дети, и, конечно же, их родители. Да и современное общество сегодня требует от человека умения мгновенно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, находить общий язык с любым человеком и находить решение даже самых сложных вопросов. Именно поэтому приоритетной задачей школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой ситуации.

Говоря простым языком, «великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо»

Чтобы помочь ребёнку в достижении этой жизненно важной цели, современному классному руководителю необходимо:

  • знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
  • владеть современными воспитательными технологиями;
  • Ну и ещё, пожалуй, обладать всем тем, о чём так хорошо сказал Симон Соловейчик: «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка».

Модель проведения любого урока, так же как и воспитательного мероприятия, может быть пассивной и активной.

Если классный руководитель выступает как главный организатор, сам распределяет работу, лично контролирует все действия учащихся, такая форма вряд ли вызовет заинтересованность детей. Ибо, как гласит первая часть китайской мудрости «Расскажи мне – и я забуду…» Это пассивная модель деятельности.

Когда классный руководитель берёт на вооружение активные методы воспитательной работы, характер взаимодействия меняется.

Хотя учитель и остаётся главным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. И так как они становятся соучастниками воспитательного процесса, заинтересованность их возрастает. Как гласит вторая часть китайской мудрости «… покажи мне – и я запомню…».

Картина отношения учеников меняется, когда педагог свою деятельность сводит к минимуму. Он лишь регулирует воспитательный процесс, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок намеченного плана. Ученики, решая поставленные учителем задачи, обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Найденные в обсуждениях ответы на вопросы становятся достижениями учащихся. Ибо, как гласит третья часть китайской мудрости: «…Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».

Таким образом, включение учителем в свою работу интерактивных форм работы, помогает решить проблему, которую ставит перед ним современное общество: воспитание человека нового типа, способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

На своих уроках я применю такие интерактивные формы работы с использованием воспитательных методов и приемов, как работа в группах, в микро-группах, в парах, тройках, на которых учащиеся учатся высказывать своё мнение, спорить, задавать вопросы, создавать проекты и т.д. В этом помогают мне, известные нам учебные технологии, как:

  • здоровьесберегающая
  • игровая
  • личностно – ориентированная
  • проектная
  • развитие критического мышления
  • технология сотрудничества
  • деловой игры
  • коллективного творческого дела
  • технология создания ситуации успеха.

Их можно отнести не только к учебным, но и к воспитательным и, кроме того, в той или иной степени - к интерактивным. Ведь все они подразумевают взаимодействие детей друг с другом и с взрослым, что позволяет реализовать идею взаимообучения и коллективной мыследеятельности.

Все интерактивные формы и методы воспитания можно разделить на 3 группы:

Дискуссионные:

- диалог;

- групповая дискуссия;

- разбор ситуаций из практики;

- анализ ситуаций морального выбора;

- проекты;

- мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам;

- кейсы — решение конкретной ситуации;

- обсуждение видеофильмов;

- голосование, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения;

- метод «Мозговой штурм», в ходе которого педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый эффективный подход к решению поставленной задачи-

Игровые:

- дидактические и творческие игры;

- деловые (управленческие) игры;

- ролевые игры;

- ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании;

- работа с нравственными афоризмами;

- педагогическая инсценировка;

- метод «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют;

- метод «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения;

- игра «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.

Тренинговые: коммуникативные тренинги.

При этом при подготовке к каждой конкретной теме по предмету можно использовать разные формы или их комбинацию.

Такие интерактивные формы работы обеспечивают решение воспитательных задач, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствуют обмену ценностными установками. Важно отметить также, что применение интерактивных форм работы решает ещё одну существенную задачу. Речь идёт о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, так как часто происходит смена форм деятельности (игры, дискуссии, работа в малых группах), которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

06.08.2022 16:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!