СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
20 января 1942 г. Ванзейская конференция утвердила план «окончательного решения» еврейского вопроса. В Польше были созданы лагеря массового уничтожения: Бжезинка (см. Освенцим), Белжец, Майданек, Собибур, Треблинка, в которые в начале 1942 г. стали доставлять евреев. Сбор людей для их отправки в лагеря смерти осуществляли юденраты с помощью полиции гетто. Руководители юденратов вели себя при этом по-разному. Например, глава юденрата Варшавского гетто А. Черняков отказался выполнять распоряжение нацистов и покончил с собой, а руководители гетто Лодзи Х. Рутковский (1877–1944) и гетто Белостока Э. Бараш (1892–1943) отбирали для отправки стариков и нетрудоспособных, надеясь превратить гетто в образцовые промышленные зоны и спасти большинство молодых и здоровых. Но и сами руководители юденратов впоследствии погибли в газовых камерах. В марте-апреле 1942 г. большинство евреев района Люблина было отправлено в Белжец, остальных к концу октября согнали в восемь гетто, из которых 1 декабря 1942 г. пять были ликвидированы. Последнее гетто в районе Люблина просуществовало до июля 1943 г. С марта 1942 г. по апрель 1943 г. в Белжеце было уничтожено около 450 тыс. евреев из Восточной Галиции. Большинство евреев Кракова погибло в Белжеце в июне и октябре 1942 г., в марте 1943 г. около трех тыс. оставшихся были отправлены в Освенцим. В сентябре 1942 г. евреи из гетто района Радома (Радом, Кельце, Ченстохова и другие) были уничтожены в Треблинке; из 360 тыс. евреев, проживавших на территории района к 1 сентября 1939 г., в конце октября 1942 г. осталось около 30 тыс.
Акции по уничтожению евреев Варшавы продолжались с 22 июля по 12 сентября 1942 г. Ежедневно на привокзальную площадь привозили девять тыс. евреев для отправки в Треблинку. Конечная цель, как и при отправке в другие лагеря смерти, тщательно скрывалась, операцию выдавали за «переселение на восток евреев, не способных к продуктивному труду». К осени 1942 г. в Треблинку было доставлено из Варшавы около 265 тыс. евреев; около 25 тыс. евреев были убиты на улицах города. В июне-августе 1943 г. в Треблинку были отправлены евреи Варшавского района (из Отовоцка, Планицы, Минска-Мазовецкого и других). К концу 1942 г. здесь сохранилось только гетто в Варшаве, где оставалось около 60 тыс. евреев. Очередную депортацию отсюда нацисты наметили на 18 января 1943 г., но, столкнувшись с вооруженным сопротивлением (см. Сопротивление антинацистское) еврейской боевой организации, временно отложили свои планы. В феврале 1943 г. немцы ликвидировали все гетто Белостокского округа, кроме самого Белостока, где во время первой акции 5–13 февраля погибло более десяти тыс. человек. Весной и летом 1943 г. при попытках нацистов уничтожить ряд гетто (Варшавы, Белостока и других) в них вспыхнули восстания (см. ниже); лишь после их подавления депортация евреев из этих городов в лагеря смерти была завершена (в Варшаве в мае 1943 г.; в Белостоке в августе 1943 г.). Последнее гетто на территории генерал-губернаторства (в городе Кельце) просуществовало до августа 1944 г., когда последние его обитатели были отправлены в Освенцим. В 1944 г. при ликвидации гетто определенное число евреев не уничтожали, а отправляли в рабочие лагеря. На территории Краковского района находилось 20 таких лагерей, в районе Радома — несколько десятков. Большая часть этих лагерей была уничтожена к концу 1944 г., но в некоторых местах они функционировали еще в январе 1945 г.
С первых дней оккупации в Польше начали действовать подпольные еврейские организации антинацистского сопротивления. Они создавались на базе еврейских политических партий и молодежных движений, как сионистского направления (По‘алей Цион, hа-Шомер hа-ца‘ир, Дрор, Бетар, Гордония), так и несионистских (Бунд), а также коммунистических групп. Первые акции сопротивления заключались в создании и выпуске антифашистских памфлетов, листовок и газет, в тайном прослушивании передач иностранных радиостанций и распространении полученной информации. Ячейками сопротивления стали созданные в первые месяцы оккупации городские и сельскохозяйственные киббуцы. Продолжался поиск путей для отправки молодежи в Эрец-Исраэль. Несколько сотен человек, перейдя границу со Словакией, в 1944 г. прибыли в Палестину. В некоторых городах члены левых движений активно боролись против коллаборационистских, на их взгляд, действий юденрата и еврейской полиции. Особенно острый характер эта борьба носила в Лодзи, где всеобщее недовольство действиями Х. Рутковского (см. выше) приняло форму уличных демонстраций и забастовок на предприятиях гетто.
Большую роль в организации еврейского сопротивления в Польше играли связные, которые устанавливали контакты между группами Сопротивления в различных гетто, сообщали информацию о расстрелах и депортациях, осуществляли связь с польскими подпольщиками, доставляли в гетто оружие, устраивали отправку групп в партизанские отряды. Однако сотрудничество между различными еврейскими партиями и организациями было недостаточным. В гетто Варшавы в конце апреля 1942 г. был создан Антифашистский блок, в который вошли левые сионисты и коммунисты, создавшие 28 июля 1942 г. Еврейскую боевую организацию. Только в ноябре 1942 г. после долгих переговоров Бунд согласился примкнуть к Еврейскому национальному комитету (так стал называться Антифашистский блок, который затем был преобразован в Еврейский координационный комитет). К Еврейской боевой организации Бунд присоединился только в Варшавском гетто, в других городах отряды Бунда действовали независимо. Сионисты-ревизионисты отказались присоединиться к Еврейскому координационному комитету, создав еще в декабре 1939 г. собственную боевую организацию Свит.
Первые вооруженные действия еврейских бойцов направлялись против евреев-предателей. В декабре 1942 г. были убиты руководители еврейской полиции в гетто Варшавы. 18 января 1943 г. боевая организация города оказала вооруженное сопротивление немцам, намеревавшимся осуществить очередную акцию по депортации евреев в лагеря смерти. В составе организации насчитывалось тогда несколько сотен бойцов, а вооружение состояло лишь из десяти револьверов, нескольких гранат и бутылок с зажигательной смесью. Десять немцев было убито, после чего депортация приостановилась. Еврейская боевая организация использовала передышку для усиленной подготовки к новым боям. Был создан штаб из пяти человек во главе с М. Анелевичем. Организация фактически взяла руководство гетто в свои руки. Ее финансовый отдел собирал средства на содержание бойцов и покупку оружия: принимал добровольные пожертвования и взимал налоги с состоятельных евреев, еврейских полицейских, а также с юденрата и его отдела снабжения. Исполнительный отдел боевой организации следил за порядком в гетто, пресекал деятельность шаек еврейских и польских уголовников, уничтожал агентов гестапо, проводил конфискацию имущества и аресты тех, кто отказывался платить налоги. Отдел снабжения осуществлял закупки оружия на «арийской» стороне Варшавы. В гетто работали оружейные мастерские, изготовлявшие бомбы и бутылки с зажигательной смесью.
К середине апреля 1943 г. в составе Еврейской боевой организации было 22 отряда (около 500 человек). Отдельно действовал большой отряд сионистов-ревизионистов. На каждого бойца приходился один револьвер, пять гранат и пять бутылок с зажигательной смесью, на каждом участке обороны имелось три винтовки. Повстанцы располагали двумя минами и несколькими автоматами. Положение еврейских бойцов осложнялось существованием в Варшаве трех гетто, изолированных друг от друга. Девять отрядов под командованием Исраэля Канала (1920–43) находились в центральном гетто; восемь, под командованием Эли‘эзера Геллера (1918–43) — в гетто на территории заводов Теббенса-Шульца; пять, под командованием Марека Эдельмана (922?–2009) — в гетто в районе щеточных мастерских. Каждый отряд располагался на своей базе в состоянии полной боевой готовности. Были оборудованы боевые позиции, большое количество бункеров для всего населения гетто с запасом воды и продовольствия, разработаны пути отступления через чердаки и подвалы.
19 апреля немцы начали наступление на центральное гетто. Несмотря на использование ими танков и артиллерии, атаки в этот день были отбиты, немцы понесли большие потери (в том числе несколько сгоревших танков) и бежали из гетто. 20 апреля они атаковали гетто на территории щеточных мастерских. Повстанцы взорвали мину под воротами в гетто; немцы, потеряв несколько десятков человек убитыми, отступили, но в скором времени возобновили наступление, стремясь захватить центр, здание гетто, которое оборонял отряд Ханоха Гутмана (1921–43). После того, как остальные отряды зашли немцам в тыл, те были вынуждены отступить. В дальнейшем немцы, использовав артиллерию, подожгли гетто со всех сторон и заставили повстанцев отступить, но они прорвались в центральное гетто; при этом Михаэль Клепфиш (1913–43) закрыл грудью амбразуру пулемета. Изменив тактику, немцы попытались проникнуть в гетто небольшими группами; в ответ повстанцы создали летучие отряды, устраивавшие немцам засады.
Понеся значительные потери, нацисты решили сжечь центральное гетто. Оно было подожжено сначала авиабомбами, а затем специальными группами поджигателей. Многие бойцы и обитатели гетто погибли в огне, другие укрылись в бункерах, где страдали от страшной скученности, нехватки воды и продовольствия. Днем повстанцы находились в бункерах, а ночью, переодевшись в немецкую форму, устраивали засады. Постепенно немцы обнаруживали бункеры и забрасывали их газовыми шашками. 8 мая был окружен центральный бункер, все пять входов в него блокированы. Применение газов сделало положение повстанцев безнадежным. Многие еврейские бойцы, включая М. Анелевича, покончили жизнь самоубийством, и лишь немногим удалось покинуть бункер. Благодаря Армии Людовой нескольким десяткам человек во главе с Цивьей Любеткин и М. Эйдельманом удалось выйти из гетто по канализационным туннелям. Они были доставлены в лес под Варшавой, где уже находились повстанцы из гетто заводов Теббенса-Шульца, покинувшие город неделей раньше. Около 80 бойцов были спрятаны в различных убежищах в Варшаве или ушли в леса к партизанам. Сопротивление повстанцев было в основном подавлено к концу мая 1943 г., но отдельные группы во главе с Зхарьяху Артштейном (1923–43) продолжали борьбу все лето 1943 г. Десятки тысяч оставшихся в Варшаве евреев были схвачены и отправлены в Треблинку. В августе 1943 г. евреи подняли восстание в гетто Белостока, Бендзина и Ченстоховой.
Еврейское движение сопротивления, как и вообще спасение еврейских жизней, во многом зависело от отношения польского населения, которое в целом было настроено антинемецки, однако очень много поляков ненавидело евреев и считало, что уничтожение еврейства — благо для Польши. Крайне правые профашистские польские политические организации (Национально-радикальный лагерь и Фаланга) одобряли действия нацистов, полагая, что евреи не лучше своих убийц. Члены созданного этими организациями подпольного движения Национальные вооруженные силы уничтожали в лесах евреев (беглецов и партизан). Партия Народные демократы официально осуждала гитлеровские «варварские методы», но фактически была настроена антисемитски; созданные ею партизанские отряды также принимали участие в убийствах евреев.
Представители Народной и Демократической партий, возглавлявших Делегатуру (орган польского правительства в изгнании на территории Польши), осуждали уничтожение евреев. Но отношение Делегатуры и созданных ею вооруженных отрядов Армии Крайовой к евреям было противоречивым. При штабе Армии Крайовой действовал еврейский сектор (под руководством Г. Вогинского), который помогал скрывавшимся евреям, подыскивал для них убежища в польских семьях, снабжал деньгами и фальшивыми документами. Для этих же функций был создан Совет помощи евреям — Жегота, который летом 1943 г. оказал помощь 12 тыс. евреев, скрывавшимся в Варшаве. Еврейский сектор был связан с повстанцами Варшавского гетто, и между двумя восстаниями 1943 г. в гетто со складов Армии Крайовой различными способами поступили 50 револьверов, 50 гранат и большое количество взрывчатки. Командование Армии Крайовой предприняло попытку в конце апрельского восстания взорвать стены гетто, чтобы вывести еврейских бойцов. Штаб Армии Крайовой через радистов и курьеров передавал польскому эмигрантскому правительству в Лондоне и еврейским организациям за границей информацию об уничтожении польского еврейства, а также обращения еврейских подпольщиков.
Однако помощь евреям была недостаточна и часто запаздывала, так как в штабе Армии Крайовой существовали антисемитские настроения, с которыми еврейский сектор вел безуспешную борьбу. Оружия в гетто переправлялось мало, тогда как на складах Армии Крайовой в Варшаве его было вполне достаточно; еврейским повстанцам не были переданы схемы канализационной системы города, которые могли бы помочь последним оставшимся в живых бойцам выйти из гетто. Антисемитские настроения в Армии Крайовой особенно ярко проявились в восточных районах Польши, присоединенных в 1939 г. к Советскому Союзу: здесь еврейским подпольщикам в гетто не оказывалось никакой помощи, а в лесах партизаны из отрядов Армии Крайовой убивали евреев. В районах Польши, занятых в 1939 г. Красной армией, местное польское население было значительно более антиеврейски настроено, чем в районах, оккупированных немцами. Поляки обвиняли евреев в том, что ни восторженно встречали части Красной армии и играли видную роль в создании в этих районах органов советской власти. Так, большинство повстанцев Варшавы, которым удалось по канализационным туннелям выйти из гетто и с помощью Армии Людовой добраться до реки Буг, погибло от рук польских партизан. Антисемитские настроения в Армии Крайовой усилились в 1944 г. с присоединением к ней Национальных вооруженных сил.
Коммунисты и левые социалисты, создавшие подпольную организацию Армия Людова, пытались помочь еврейским подпольщикам оружием, передавая его в различные гетто. Выход повстанцев из Варшавского гетто был осуществлен с помощью Армии Людовой. В ее партизанских соединениях было много евреев (в том числе среди командиров) и 12 еврейских партизанских отрядов. Во время Варшавского восстания 1944 г. командование Армии Людовой помогло уцелевшим бойцам Еврейской боевой организации создать отряд, который принял участие в боях. Однако Армия Людова начала активно действовать только в конце 1943–начале 1944 гг., когда большая часть еврейского населения Польши была уничтожена. Большинство поляков эту армию не поддерживало и игнорировало ее призывы спасти евреев. В польских частях, действовавших на советском фронте (преобразованы в 1944 г. в Войско Польское), сражалось большое число евреев (после войны 13 тыс. из них вернулись в Польшу).
Определенную роль в оказании помощи евреям Польши сыграла католическая церковь. В 37 монастырях, в основном женских, спасали еврейских детей, в семи — взрослых. Некоторые поляки из различных слоев общества и с различными политическими взглядами укрывали евреев. Многие из них заплатили за это своей жизнью. 2 972 поляка (данные на 1990 г.) признаны хасидей уммот hа-‘олам («праведниками народов мира»). Но в основном польское население охотно поддерживало нацистский пропагандистский лозунг о «жидокоммуне» и «еврейских комиссарах». Нередко поляки выдавали скрывавшихся у них евреев. Некоторые поляки устраивали настоящую охоту на каждого, кто казался им похожим на еврея, и не только выдавали, но и с готовностью убивали их. Польская полиция принимала участие в антиеврейских акциях нацистов, а иногда сама организовывала облавы на евреев. Антисемитизм поляков учитывался нацистами, поэтому большинство лагерей смерти они создали на территории Польши. Антиеврейские настроения существовали даже в польской армии В. Андерса, образованной в 1941–42 гг. на территории Советского Союза (в ее составе было около четырех тыс. евреев).
Из 3,3 млн. евреев Польши войну пережило около 380 тыс. человек; 70% из них — те, кто бежал в первые дни оккупации в другие страны, в основном на территорию Советского Союза. Многие десятки тысяч из находившихся в Советском Союзе погибли в тюрьмах и ссылках. Уцелела незначительная часть узников концентрационных лагерей (в основном на территории Германии); тысячи евреев укрылись в лесах, сражаясь в партизанских отрядах. В городах и селах евреи спасались, выдавая себя за поляков, или прятались в польских семьях и монастырях. Несколько тысяч спасшихся таким образом (большей частью дети) после освобождения страны не записались евреями. С 1945 г. по 1959 г. из Советского Союза через Польшу и другие страны в Израиль выехало 229 тыс. польских евреев.
© 2017, Рахман Шмуэль Романович 461