СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Финансовая грамотность» (для учащихся 5 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком.

Задачи:

- дать знания об истории происхождения денег, их значении в жизни человека;

- обогатить словарь финансовыми понятиями;

- воспитывать уважительное отношение к деньгам, к труду.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки

« Советы управления деньгами для ребенка», оформить классную доску, подготовить таблички со словами, карточки с частью пословиц, кроссворд, денежные купюры с изображением городов, «деньги» для игр.

Материалы и оборудование: Компьютер, Презентация, видеофильм «Галилео. История изобретений. Деньги».

  1. Вступление.

Сегодня мы с вами поговорим о деньгах. И на протяжении нашей игры вы будете зарабатывать деньги своими правильными ответами. Давайте разделимся на две команды, победит команда, которая заработает больше «денег».

Ну, что начнём?

-Всем вам, вероятно, приходилось иметь дело с деньгами. Приходилось?

-Вы уже совершали покупки сами?

-А может вы денежки и откладывали на что-нибудь в копилку?

-А для чего люди откладывают деньги?

-А как будет называться, когда человек откладывает деньги? (сбережение)

-А если бы не существовало денег? Как тогда быть? Ничего и приобрести нельзя было бы? ( – нет, можно, но только тогда нужно было бы что-нибудь давать в обмен).

-Да, это называется – бартер.

  1. Игра-инсценировка.

Мне нужны 4 добровольца (раздаются таблички: Пальто, Сахар, Велосипед, Шоколадная конфета). Берите, кому что понравилось. Это та вещь, которой вы обладаете, денег у вас нет, но вы хотите получить другую вещь. И с помощью обмена друг с другом, её получите.

Итак, начнём. Я читаю, вы внимательно слушаете: у человека было лишнее пальто – делай шаг вперёд тот, у кого табличка с Пальто, но ему был нужен сахар. Шаг вперёд у кого табличка Сахар. Они начали общаться, и выяснилось, что человеку с сахаром не нужно пальто, а нужен велосипед. Встретился человек с велосипедом – делай шаг вперёд. Человек с пальто принялся его уговаривать – обменять велосипед на пальто, чтобы самому потом взять у первого человека сахар. Но он отдаёт велосипед лишь за шоколадные конфеты. К счастью, скоро встретился человек с конфетами, которому нужно было пальто. Шаг вперёд человек с конфетами. Отдай конфеты – бери пальто. Затем человек отдаёт конфеты и получает велосипед. И наконец, отдаёт велосипед и получает сахар (в процессе ребята поменялись табличками).

УРА! Получилось! Все получили желаемое. Спасибо, ребята, садитесь!

-Однако, могло быть так, что за время, пока Вадим (имя ребёнка с пальто) искал у кого поменять пальто на велосипед и т.д., этот человек с велосипедом мог поменяться с кем-нибудь другим совсем на другой товар.

Удобный ли это способ покупки?

С деньгами намного проще. Если у вас есть деньги, и в магазине есть нужный товар, то товар легко можно приобрести. Такой обмен каких-либо вещей или продуктов на деньги называется …как? (торговлей)

  1. Просмотр видео

«Галилео. История изобретений. Деньги». Внимательно смотрите, затем будут вопросы.

  1. Эвристическая беседа. У нас есть деньги бумажные и какие ещё? (монеты)

Сейчас монеты изготавливают из меди, никеля и редко из стали. А раньше из чего их делали? (золото, серебро) Да, в банках и сейчас можно купить такие монеты, но их нельзя будет тратить в магазине. Такие монеты – это инвестиция. Или инвестиционные монеты. Может, кто-нибудь знает, в чём их особенность, для чего они нужны, если на них нельзя ничего купить? (эти монеты со временем становятся дороже и дороже, а значит принесут прибыль – увеличат личный капитал)

Ребята, а как называют людей, которые коллекционируют монеты (нумизматы). Они собирают редкие монеты прошлых веков и монеты юбилейные, например, ко Дню Победы выходили новые монеты – десятирублёвые большие, а на обратной стороне города-герои. Наверняка вы видели такие монеты.

  1. Игра интеллектуальная

«Города на денежных банкнотах».

-Каждая денежная купюра содержит изображение какой-либо достопримечательности, и, как правило, это город и его символы. Особенности и памятники городов от Москвы до Хабаровска нашли свое место на российских денежных купюрах.

- Какие города и достопримечательности изображены на купюрах?

(Дети рассматривают, отвечают на вопросы. Подготовленные ученики выступают с сообщениями)

Десять рублей. Город Красноярск. Самая мелкая купюра номиналом в десять рублей изображает железнодорожный мост через реку Енисей, входящий в книгу ЮНЕСКО «Лучшие мосты мира». Также на этой стороне купюры находится часовня святой Параскевы Пятницы, великой целительницы. С оборотной стороны изображена Красноярская ГЭС, которая является второй по мощности среди российских ГЭС.

Пятьдесят рублей. Город Санкт-Петербург. Город-герой Санкт-Петербург с его знаменитыми строениями изображены на купюре номиналом в пятьдесят рублей. Символ Невы – женская фигура, восседающая на троне у основания Ростральной колонны, а на заднем плане – Петропавловская крепость, являющаяся исторической достопримечательностью города. Эти изображения находятся на лицевой стороне купюры. На оборотной стороне – здание бывшей биржи у набережной.

Сто рублей. Город Москва. Распространенная в обиходе сторублевая купюра содержит изображение столицы – города Москвы. Аполлон с колесницей - скульптура с фронтона Большого Театра, а также само здание этого культурного заведения находится по обе стороны купюры.

Пятьсот рублей. Город Архангельск. Мощь и могущество города Архангельска передает памятник Петру I и морской порт с парусником. Эти изображения расположены на лицевой стороне купюры номиналом в пятьсот рублей. На оборотной же стороне виден Соловецкий монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, воздвигнутый еще в 1420-1430 годы и являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

  1. 5

Одна тысяча рублей. Город Ярославль. На крупной зеленой купюре изображен памятник основателю города – князю Ярославу Мудрому, который держит в руках храм. В народе этот памятник называется «Дядя с тортом». Он располагается в центре города. Памятник был воздвигнут в честь основания князем города Ярославля. На заднем фоне видна часовня Казанской Богоматери, имеющая форму ракеты. На оборотной стороне купюры находится еще один памятник истории - храм Иоанна Предтичи (Крестителя), который имеет высокое федеральное и культурное значение.

  1. 6

Пять тысяч рублей. Город Хабаровск. Красивая яркая купюра номиналом в пять тысяч рублей изображает величественный памятник генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Муравьеву-Амурскому. Благодаря этой великой личности был возвращен Амур, уступленный Китаю в 1989 году. На оборотной стороне купюры изображено также могущественное строение - Хабаровский мост, или «Амурское чудо», длина которого составляет 2700 метров.

  1. Командная игра «Литературно-финансовая».

У нас три отряда – три команды. Выберите себе капитана, пожалуйста. Капитан будет приносить своей команде вопрос, затем вы его обсуждаете, думаете 1 минуту и даёте ответ. Ребёнок, который принёс команде правильный ответ получает – 1 олимп.

1 -Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А.Н.Толстой «Золотой ключик»)

2 -Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад – это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

– А зачем?

– А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суёшь? – Я? Про запас. – Вот и они про запас». (Э.Успенский «Дядя Фёдор» - разговор Матроскина и Шарика)

3 -Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (подсказка «…Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету») (Золотые. «Все скорлупки золотые» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

4 -Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л.Стивенсона)

5 -Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право. Не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя»? (Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо)

6 -«Там царь Кощей над златом чахнет». Назовите, где это – там? (В «Лукоморье», поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

  1. Игра «Собери пословицы».

На столах лежат половинки пословиц. Ваша задача собрать их правильно. Чья команда соберёт, капитан поднимает руку (выходят по 4 человека).

  • Денег куры не клюют.
  • Без копейки рубля не бывает.
  • Захочешь добра – посыпь серебра.
  • Не хвались серебром, хвались добром.
  • Долго спать, с долгом встать.
  • И слова не скажи, только грош покажи.
  • Есть грош, будет и рожь.
  • Денежка не Бог, а бережёт.
  • Через золото слёзы льются.
  • Тот мудрён, у кого карман ядрён.
  • Денежки в кармане – друзья с нами.
  • Денег нет, зато сами золото.
  • На деньги ума не купишь.
  • Золото не говорит, да много творит.
  • Деньги – склока, да без них плохо.
  1. Пора подводить итоги:
  1. Необходимо выбрать правильный ответ
  • Продукт труда, предназначенный для купли продажи или обмена; (товар)
  • Деньги, часть заработной платы; (аванс)
  • Управляющий или владелец банка; (банкир)
  • Деньги, которые откладывают или хранят в банке; (накопления)
  • Человек, который с наименьшими затратами сил, средств и времени добивается лучших результатов; (экономный)
  • Денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится; (стипендия)
  • Деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги; (расходы)
  • Денежное выражение стоимости товара или услуги (цена).
  1. Угадайка

А теперь проверим, кто лучше запомнил информацию о деньгах Вопросы:

по горизонтали

1)Человек, коллекционирующий и изучающий монеты (нумизмат)

2)Возврат денег (сдача)

3) Обмен товара на товар (бартер)

1)Она выдаётся за труд работающим взрослым людям (зарплата)

2) Металлическая денежка (монета)

3) Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги)

  1. Заключение.

Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам взять карточки с советами, как правильно управлять деньгами.

«Советы управления деньгами для детей»

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах. 2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело. 3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 4. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. 5. Старайтесь не влезать в долг! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас. 6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться. 7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь – выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

06.09.2018 16:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!