СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В условиях реализации (ФГОС) второго поколения учителям начальных классов предстоит осуществить множество инноваций. И в первую очередь предстоит осознать, что новые стандарты ориентированы на достижение младшими школьниками качественно новых целей и результатов. В материалах стандарта результатом образования выступают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника. Если понимание личностных и предметных результатов у учителей есть, то метапредметные результаты, их формирование и диагностирование у учащихся еще предстоит освоить.Метапредметные результаты - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности учащихся (познавательные, коммуникативные, информационные) и способы регуляции деятельности (включая планирование, контроль и коррекцию). Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения стала комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».. Эти программы впервые введены в практику работы начальной школы с 2011 г.
Теоретической основой разработанных нами комплексных работ для учеников I классов выбраны следующие подходы: личностноориентированный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), компетентностный (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.) и гендерный (С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Н.А. Загайнов, А.В. Мудрик и др.).
Во время обучения в начальной школе у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения (научить учиться). По этому основой для комплексной работы выбраны несплошные тексты (Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные, к которым можно отнести прозу, стихи, и несплошные тексты – диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.д.). Они сочетают в себе несколько источников информации, с которыми дети чаще всего встречаются в реальной действительности: небольшие тексты, рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Содержание текстов комплексных работ, с одной стороны, не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, а с другой — тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться ученикам в реальной действительности. Кроме того, тексты, которые встречаются в комплексных работах учитываю разные познавательные интересы мальчиков и девочек.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре.
Практически все задания к тексту можно разделить на три группы по форме требуемого ответа: задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); задания с кратким ответом (требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте); задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения).
Она включает текст и несколько заданий, построенных на компетентностной межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и др.
Степень выполнения заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность ребенка действовать в разных ситуациях.
Для развития у первоклассника умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов.
© 2015, Мицукова Татьяна Николаевна 614