СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру в 3а классе

на тему "Берегите воду!"

ЦЕЛЬ: учить детей бережно относиться к воде, экономить её.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные УУД:

- формирование знаний и убеждений в необходимости охраны воды от загрязнения;

- помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

- формирование личного отношения к окружающему миру.

Познавательные УУД:

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему.

Регулятивные УУД:

- умение выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос.

Коммуникативные УУД:

- высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду;

- обсуждать способы экономного использования воды;

- умение выражать личное восприятие мира и настроение;

- умение работать в группе.

Оборудование: - компьютер; интерактивная доска; - презентация «Экологическая сказка»; - фотографии ;

- доклады учащихся; - рабочие тетради;

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера.

– Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу, окружающей нас среде.

- Ребята, а какой урок мы сейчас проводим?

Девиз урока: «Учись доброму, худое на ум не придёт!»

- Чем интересен урок окружающего мира?

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия.

II. Сообщение темы и цели урока. Проблемная ситуация.

– Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Ученик 1

В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает.

Ученик 2

Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.

Ученик 3

На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.

Ученик 4

Без не нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Ученик 5

Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап… Мелеют реки и моря Не тратьте воду зря, зря, зря… А то пройдет немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель. - Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку.

- А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель. - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель.

- Как и почему происходит загрязнение воды? (гипотеза на доске).

- Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Чистой воды на Земле становится всё меньше. Рыбы, растения, звери – всё живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают различные заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Учитель:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока «Берегите воду!»

- Как вы считаете, каковы же причины загрязнения воды?

Ученики (выдвигают гипотезы):

    1. Бросают мусор в воду.
    2. Сточные воды с заводов.
    3. Мытьё машин.
    4. Кислотные дожди.

(гипотезы открываются по мере их перечисления).

III. Работа по теме урока.

Учитель:

- Я предлагаю поработать на сегодняшнем уроке группами. Названия групп будут следующими:

- биологи

- инженеры

- экологи

- синоптики

- Предлагаю рассмотреть наши гипотезы. Каждой группе было дано задание. Давайте послушаем группу биологов.

Биологи:

- Мы хотим рассказать о том, зачем нужна вода?

1 биолог.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

2 биолог.

Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды.

3 биолог.

А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедится в этом.

4 биолог.

Вода также является домом для множества растений и животных.

- Как связана с водой их жизнь?

рыба- место обитания

ВОДА выдра – дом, где живет животное.

утка – место жительства

лось – питается

5 биолог.

Растение без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды «быстро гибнуть».

Например; собака, может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не более 10 дней.

6 биолог.

Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – лишь несколько дней.

Учитель: Итак, можно сделать вывод, что вода-это жизнь.

Своими мыслями с нами поделятся инженеры.

1 инженер.

Вода - друг человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек.

2 инженер.

Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.

3 инженер.

Вода - важный помощник для человека. Есть на земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

- Морская вода непригодна для питья.

4 инженер.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья. Треть населения Земли испытывают недостаток пресной воды.

5 инженер.

Учёные подсчитали, если в квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает в сутки?

1 сут.-24ч. 1ч. – 1стакан за сутки – 24 стакана

6 инженер.

Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.

Учитель:

- У человека тоже физические силы неисчерпаемы, поэтому предлагаю вам отдохнуть.

IV.Физминутка

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)

V. Работа по теме урока.

Учитель.

- Свою точку зрения выскажут экологи. Они приготовили для вас сказку о реке.

  1. Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Чтение подготовленными учениками.

1 ученик. Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 4) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе.

2 ученик. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Приложение 1. Слайд 5) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 6, 7, 8, 9,10)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 11,12)

3 ученик. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 13) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 14)

4 ученик. Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 15) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 16) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 17) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 1, 19, 20,21) Совсем заболела Река.

5 ученик. “Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 22)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. (Слайд23) Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…(Слайд 24)Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.

6 ученик. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайд 26)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

2) Обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Как вы думаете, как могла бы закончиться эта сказка?

- Хотите узнать, как она закончилась на самом деле?

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Как люди нашего посёлка относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?

- Давайте посмотрим на эти фотографии. Это водоёмы нашего посёлка. Как вы думаете, в каком состоянии они находятся?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы помочь нашим водоёмам?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

VI. Беседа об охране воды.

Учитель.

– Да, ребята, чистую воду надо беречь.

– В мире есть места, где пресной воды очень мало, например, районы Южной Азии, Африки, Индии, Китая. В России есть города, где вода подаётся по часам.Нехватка чистой пресной воды ведёт к экологической катастрофе.

- Всем нам необходимо помнить и соблюдать правила поведения в природе.

- Посмотрите на этот запрещающий знак?

- О чём он нам сообщает?

- Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?

Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибали болезнетворные микробы.

У нас в посёлке производят промывку трубопроводов и водопроводных труб. После этих действий вода течет грязная, ржавая. Ее необходимо отфильтровать, или по крайней мере, кипятить и только после этого можно пить.

VII. Работа по теме урока.

Учитель:

Есть вопрос у синоптиков.

- Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (Можно промокнуть и заболеть)

1 ученик. В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гулять под дождем стало небезопасным.

2 ученик. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной кислоты.

3 ученик. Посмотрим на рисунок (на доске). Перед нами фабрика. Она из своих труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства.

4 ученик. Они поднимаются вверх и оседают в облаках. Затем из облаков пойдет дождь и с его каплями на наши головы выпадают вредные вещества.

5 ученик. Кислотные дожди приносят огромный вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится непригодной для жизни.

6 ученик. В Канаде из-за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии из-за кислотных дождей исчезла рыба. Кислотные дожди разъедают не только все живое но и сооружения из металла (мосты, самолеты).

Учитель.

- А теперь давайте подведем итоги нашего урока и сформулируем правила бережного отношения к воде.

Ученики.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  1. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  1. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  1. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  1. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  1. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Мы сформулировали 6 правил. Вы обязательно расскажите о них своим родителям, знакомым, друзьям. Если каждый из нас, взрослые и дети, будут выполнять эти простые правила, мы действительно сможем экономить воду. И тем самым внесём свой меленький вклад в сохранение жизни на Земле.

VIII. Работа по группам.

- У вас на партах лежат листочки. Придумайте и нарисуйте знак, который будет напоминать людям, что вода – это богатство земли и её надо беречь и экономить.

IX. Домашнее задание: тетрадь задание 2, с.35

Х. Итог урока.

– Вернёмся к девизу нашего урока «Учись доброму, худое на ум не придёт!»

– Чему доброму мы научились? (Беречь и охранять воду от бытового мусора, а с этим мы сбережём своё здоровье)

– Наша природа настолько беззащитна и ранима, и от нас с вами зависит насколько красива будет наша планета.

Ученик:

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

– Я хочу закончить наш урок такими словами: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

– Спасибо за работу на уроке. Особенно хочу отметить. Урок окончен.

12.01.2021 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!