КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2022
|
ЭТО
|
КОНСТРУКТОР
|
1.Проблема.
|
Вопрос, который волнует автора.
Смотреть:
- информацию о тексте (задание 22, 26) и об авторе текста;
- ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста (они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём).
Сравнить начало и финал текста:
- что изменилосьв авторских рассуждениях о событии или явлении;
- в герое, его поведении и/или мироощущении;
- в ситуации, расстановке персонажей;
- чем завершился конфликт (при его наличии);
- место и время действия;
- художественные детали, важные для «расшифровки» текста.
|
- Ф.И.О. (автора) ставит проблему + сущ. в р.п.
- В предложенном для анализа текстеФ.И.О. (автор) задается вопросом:.? Для писателя очень важна проблема + сущ. в р.п.
- Какими должны быть.? Этой проблеме посвящён текст Ф.И.О. (автора).
- В чём заключается.? Такова проблема, которую ставит Ф.И.О. (автора).
- С интересом прочитал предложенный для анализа текст. О чем же автор заставляет задуматься читателя? Конечно же, о том,.
- Что такое.? Как проявляется. в современном мире? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного публициста.Ф.И.О. (автора).
|
2. Комментарий
сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
важные для понимания проблемы исходного текста ).
|
Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.
Запомните! В основе комментария - поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно! В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора).
Алгоритм работы над комментарием:
- выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
- отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
- выявить связь между примерами-иллюстрациями;
- объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
|
|
1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).
|
Пример-иллюстрация –это значимая для раскрытия
поставленной проблемы информация текста,
сопровождаемая пояснениями, интерпретациями.
Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
|
- Размышляя над данной проблемой, автор в качестве примера приводит., рассказывая о.
- Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор показывает.
- Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли. Ф.И.О. (автора) рассказывает о том, как.
- В центре внимания автора - размышления.
- Рассматривая данную проблему, писатель знакомит читателя с., который.
- Используя., Ф.И.О. повествует.
|
Пояснение к 1-му примеру.
|
Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?
|
- Благодаря этому мы понимаем.
- На мой взгляд, обращая взгляд читателя на., писатель убеждает нас в том, что., потому что.
|
2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ).
|
Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
|
По мере развития авторской мысли мы видим, что.
- В следующем эпизоде на первый план выходит.
- Но автора поражают не только. Он пишет о том, что.
- Публицист стремится донести до читателя мысль, что.
- Авторская взволнованность передается при помощи коротких и ёмких предложений (№.). Использует он и такие яркие средства художественной выразительности, как. (предложения №.).
- Продолжая размышлять о., Ф.И.О. называет точную причину этого: «.». И у него есть конкретное предложение, что нужно делать, чтобы.
- Раскрывая проблему дальше, публицист делится с читателем мыслями героя, подчеркивая особенность в поведении: «..». И на еще одну психологическую деталь фокусирует взгляд читателя И.О. (автора):.
|
Пояснение ко 2-му примеру.
|
Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает?
|
- Иными словами, произошедшие с. события научили его ценить.
- Мне кажется, автор показывает, насколько сильной может быть.
|
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
|
Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды.
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.
Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь.
|
Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме., помогают понять всю глубину поднятой проблемы.
Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то,
Противопоставление:
- С помощью противопоставления автор подчеркивает, что.
- Однако из следующего эпизода становится понятно, что.
- Совсем иначе ведет себя такой-то герой.
- Поведению героя противопоставлены поступки.
Дополнение/ уточнение:
- Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде.
- Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то ( для публицистики).
- Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде.
Выделение:
Автор текста фиксирует внимание.
Объяснение:
Автор объясняет это тем, что.
Подтверждение:
В подтверждении этих мыслей автор.
|
3. Позиция автора.
|
Ответ на вопрос, который волнует автора.
Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Советы
1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.
2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).
|
- Автор прямо не высказывает свою позицию, но обращает внимание читателя на., и тем самым убеждает нас, что.
- Автор прямо выражает свою позицию в таком-то предложении +цитата(для публицистических текстов).
- Авторская позиция теперь становится предельно ясна.
- Автор убежден:.
|
4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.
|
Аргументация собственного мнения.
Запомните!Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором.
Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис.
Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому).
|
- Я разделяю мнение Ф.И.О. В подтверждение своих мыслей и позиции автора хочу обратиться к произведениям классиков русской литературы. Вспомним героя.(аргументация к сочинению может быть любой: прочитанная книга по литературе, истории и др., просмотренный фильм, произведение искусства и т.)
- С автором сложно не согласиться. Действительно, всё чаще в средствах массовой информации, Интернете, а иногда и в книгах можно заметить. Ещё Ф.И.О. в известной книге «.» описал проблему.
- Я совершенно согласен с мыслью автора: именно. Подтверждением этой мудрости для меня служит, например, такая русская пословица: «.».
|
5. Заключение.
|
Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом.
Приемы, используемые в заключении:
- Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).
- Призыв, обращение к читателю.
- Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).
- Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
- Цитата, содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
- Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
|
- Завершая размышления над текстом Ф.И.О., отмечу, что я благодарен автору: он помог мне по-новому взглянуть на проблему.
- В заключение отмечу, что работа над сочинением дала мне возможность еще раз задуматься о.
- Таким образом, мы убедились, что. заставляют человека многое переосмыслить, посмотреть на жизнь иначе, чем прежде, и, как следствие, быстро повзрослеть.
- Подводя итоги, хочется сказать, что.( быть грамотным сегодня – задача номер один каждого выпускника школы), потому что.(знание литературных норм языка позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей).
- В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут бороться с этой проблемой,.(читать книги, усердно учиться и повышать уровень грамотности).
- Таким образом, мы приходим к выводу:.
- В заключение мне хочется сказать, что поднятая автором проблема будет актуальна всегда:.
|