СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткая запись к задаче. Нужна ли она?

Нажмите, чтобы узнать подробности

При решении задач в начальной школе, да и не только, записывают краткую запись. Хочу поделиться своим мнением о краткой записи.

Краткая запись. Зачем нужна краткая запись?

Краткая запись - это коротко записанное условие задачи, последним в краткой записи пишется вопрос к задаче. Следующий этап-решение. После него ответ.

Для чего нужна краткая запись? Раньше считалось для облегчения выбора действия, чтобы найти неизвестную величину. Но так ли это?

"В школе старшего сына на уроках математики мучают некоей краткой записью задач»… Это мнения родителей и я с ним согласна.

Когда я получала педагогическое образование, краткая запись при решении задачи была обязательна (мы писали виды краткой записи: фигурная скобка – сколько всего; стрелочка к большей (меньшей) величине – на столько больше (меньше); было, взяли, осталось… и т.д. ) Например:

Вот фрагмент урока по теме "Краткая запись".

" На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?

У.: - Назовите условие этой задачи?

- Назовите требование этой задачи? (Вопрос задачи.)

- Давайте вернемся к условию этой задачи. О чем говорится? Ласточки что делали?

- Давайте составим краткую запись.

Сидело- 20 л.

Улетело – 5 л.

Осталось - ? л.

У.: - Как вы думаете, когда есть краткая запись задачи, решать саму задачу легче будет?"

Я, Сафонова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов, думаю, что НЕТ, исходя из опыта работы, личного опыта (выполняя домашние задания со своими собственными детьми)!

Шло время, увеличивался стаж работы, приходило осознание методик, приобретённых в институте и я стала понимать, что дети обладающие гибкостью ума, легко составляют краткую запись и способ действия выбирают правильно, находя неизвестную величину. А самое главное, что этим детям и краткая запись не нужна, они и без краткой записи выбирают правильное действие для нахождения неизвестного!

А ведь мы, учителя, должны дать "костыль" - опору, тем ученикам, которые не обладают гибкостью ума, а эти ученики, как правило, и краткую запись составить не могут! А увидев, краткую запись (смотрите выше), стрелочки, скобочки, идущие непонятно куда, что-то соединяющие, дети, не умеющие решать задачи, просто теряются, не понимая, что записано в этой записи и теряют интерес к этому заданию! Получается для этих детей задача - это непреодолимое препятствие. Во-первых, как-то надо краткую запись составить. Во- вторых, выбрать правильное действие, чтобы найти неизвестную величину.

Выход из этой ситуации я нашла, работая в системе развивающего обучения "Эльконина - Давыдова" и особенно мне нравится краткая запись, а точнее схема (модели, чертёж) в математике Петерсон! Это изображение величин отрезками. Для решения всех простых задач надо знать только два правила: как найти целое и как найти часть. И ко всем этим задачам подходит одна схема.

Примеры задач, к которым составляется такая схема:

1.На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?

2. У Тани 5 яблок, у её сестры Вали 7 яблок. Сколько яблок у Тани и Вали вместе?

3. На стоянке стояли машины. После того как уехало 17 машин, на стоянке осталось 9 машин. Сколько машин стояло на стоянке?

И точно такой же подход к простейшим задачам на умножение и деление. Одним словом, кто хочет дать "костыль" при решении задач слабому ученику, рекомендую работать со схемой.

26.03.2017 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!