СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБПОУ РО КТАУ

«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №1

Лабораторной работы по биологии № 1

Тема: «Биологически важные химические соединения»

Наименование работы: «Определение витамина С в продуктах питания»

Цель работы: Изучение роли и значения витамина С в питании человека, овладение методами определения содержания витамина С в продуктах питания

Приобретаемые умения и навыки: подготовка вариантов опытов, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.

Норма времени:2 часа

Оборудование: Бюретка с маленькой воронкой, стеклянная палочка, лабораторный штатив, цилиндр, стаканы.

Реактивы: Иод аптечный 5% спиртовой раствор, крахмальная суспензия, дистиллированная вода. Соки: апельсина, лимона, яблока, картофеля.

Литература:

Литература:

1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

№ п/п

Содержание работы

Применяе­мое обору­дование

Инструкционные указания

1

Приготовьте растворы из соков (апельсина, лимона, яблока, картофеля) и крахмальной суспензии

Пробирки

Соки

Крахмальная суспензия

1.Налейте в каждую пробирку по 20 мл сока (апельсина, лимона, яблока, картофеля)

2. Добавьте к сокам приготовленную крахмальную суспензию примерно по 5мл и перемешайте содержимое каждой пробирки

Приготовьте раствор йода для титрования.

Раствор йода 5%, дистиллированная вода

Для титрования в качестве стандартного раствора используют раствор иода, так как у аскорбиновой кислоты (витамина С ) есть свойство – быстрая реакция с иодом. 1 моль аскорбиновой кислоты (176 г) реагирует с одним молем иода (254 г ).

Для получения более точного результата необходимо разбавить раствор иода в 40 раз. Концентрация такого раствора будет около 0,005 моль\ л; 1 мл его соответствует 0,88 г аскорбиновой кислоты.

С помощью специальной химической посуды по каплям (титрование) добавляйте приготовленный раствор йода в пробирки с соками.

Количество израсходованного йода строго считайте. Пронаблюдайте, когда раствор с соком начнет голубеть-это показатель того, что йод окислил витамин С и начал взаимодействовать с крахмалом.

Запишите сколько миллилитров йода израсходовано для каждой пробирки

По степени изменения окраски сока в пробирках и по количеству израсходованного йода сделайте вывод о содержании витамина С в соках различных растений

Бюретка, цилиндр,

Приступая к выполнению задания, ознакомьтесь с уст­ройством бюретки, пипетки и техникой работы с ними. Рас­смотрите деления на бюретке и уясните, как вести отсчет объема жидкости.

1.Закрепите бюретку в штативе, наполните ее раствором иодной настойки и отметьте уровень жидкости по нижнему краю мениска.

2.Отмерьте с помощью цилиндра 20 мл сока. Отмеренное количество сока перенесите в стакан и добавьте 5 мл раствора крахмала, переме­шайте стеклянной палочкой.

3.Медленно откройте кран бюретки и осторожно, по каплям, добавляйте из бюретки разбавленный раствор иода, при этом непрерывно перемешивайте палочкой раствор в стакане. Внимательно следите за цветом раствора. Как только вся содержащаяся в растворе аскорбиновая кислота прореагирует с иодом, следующая же его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование надо вести до появления устойчивого синего окрашивания. За­метьте объем раствора иода, израсходованного на титрование.

2

Рассчитайте содержание витамина С в соках:

Лимона

Апельсина

Яблока

Картофеля

Учитывая, что 1 мл раствора иода соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты (витамина С)

Формула для расчета витамина С в соке лимона:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке лимона

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке апельсина:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке апельсина

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке яблока:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке яблока

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке картофеля:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке картофеля

VI- количество израсходованного йода

3

Заполните таблицу результатов опытов

№ п/п

Название сока

Объём сока в миллилитрах

Объём раствора йода в миллилитрах

Количество витамина С миллиграммах

1

2

3

4

4

Сделайте вывод о содержании витамина С в соках различных растений.

Какое растение наиболее богато витамином С?

Задание для отчета

Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями

Контрольные вопросы

1.Приведите классификацию витаминов, дайте определение этой группе химических соединений.

2.Какую физиологическую роль выполняет витамин С в организме?

3.Причины гиповитаминозов и авитоминозов.

Категория: Биология
17.05.2024 23:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!