СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №1
Лабораторной работы по биологии № 1
Тема: «Биологически важные химические соединения»
Наименование работы: «Определение витамина С в продуктах питания»
Цель работы: Изучение роли и значения витамина С в питании человека, овладение методами определения содержания витамина С в продуктах питания
Приобретаемые умения и навыки: подготовка вариантов опытов, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.
Норма времени:2 часа
Оборудование: Бюретка с маленькой воронкой, стеклянная палочка, лабораторный штатив, цилиндр, стаканы.
Реактивы: Иод аптечный 5% спиртовой раствор, крахмальная суспензия, дистиллированная вода. Соки: апельсина, лимона, яблока, картофеля.
Литература:
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
№ п/п |
Содержание работы |
Применяемое оборудование |
Инструкционные указания |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
Приготовьте растворы из соков (апельсина, лимона, яблока, картофеля) и крахмальной суспензии |
Пробирки Соки Крахмальная суспензия |
1.Налейте в каждую пробирку по 20 мл сока (апельсина, лимона, яблока, картофеля) 2. Добавьте к сокам приготовленную крахмальную суспензию примерно по 5мл и перемешайте содержимое каждой пробирки |
|||||||||||||||||||||||||
Приготовьте раствор йода для титрования. |
Раствор йода 5%, дистиллированная вода |
Для титрования в качестве стандартного раствора используют раствор иода, так как у аскорбиновой кислоты (витамина С ) есть свойство – быстрая реакция с иодом. 1 моль аскорбиновой кислоты (176 г) реагирует с одним молем иода (254 г ). Для получения более точного результата необходимо разбавить раствор иода в 40 раз. Концентрация такого раствора будет около 0,005 моль\ л; 1 мл его соответствует 0,88 г аскорбиновой кислоты. |
||||||||||||||||||||||||||
С помощью специальной химической посуды по каплям (титрование) добавляйте приготовленный раствор йода в пробирки с соками. Количество израсходованного йода строго считайте. Пронаблюдайте, когда раствор с соком начнет голубеть-это показатель того, что йод окислил витамин С и начал взаимодействовать с крахмалом. Запишите сколько миллилитров йода израсходовано для каждой пробирки По степени изменения окраски сока в пробирках и по количеству израсходованного йода сделайте вывод о содержании витамина С в соках различных растений |
Бюретка, цилиндр, |
Приступая к выполнению задания, ознакомьтесь с устройством бюретки, пипетки и техникой работы с ними. Рассмотрите деления на бюретке и уясните, как вести отсчет объема жидкости. 1.Закрепите бюретку в штативе, наполните ее раствором иодной настойки и отметьте уровень жидкости по нижнему краю мениска. 2.Отмерьте с помощью цилиндра 20 мл сока. Отмеренное количество сока перенесите в стакан и добавьте 5 мл раствора крахмала, перемешайте стеклянной палочкой. 3.Медленно откройте кран бюретки и осторожно, по каплям, добавляйте из бюретки разбавленный раствор иода, при этом непрерывно перемешивайте палочкой раствор в стакане. Внимательно следите за цветом раствора. Как только вся содержащаяся в растворе аскорбиновая кислота прореагирует с иодом, следующая же его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование надо вести до появления устойчивого синего окрашивания. Заметьте объем раствора иода, израсходованного на титрование. |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
Рассчитайте содержание витамина С в соках: Лимона Апельсина Яблока Картофеля |
Учитывая, что 1 мл раствора иода соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты (витамина С) Формула для расчета витамина С в соке лимона: mc=VI * 0,88 мг, где mc- масса витамина С в соке лимона VI- количество израсходованного йода Формула для расчета витамина С в соке апельсина: mc=VI * 0,88 мг, где mc- масса витамина С в соке апельсина VI- количество израсходованного йода Формула для расчета витамина С в соке яблока: mc=VI * 0,88 мг, где mc- масса витамина С в соке яблока VI- количество израсходованного йода Формула для расчета витамина С в соке картофеля: mc=VI * 0,88 мг, где mc- масса витамина С в соке картофеля VI- количество израсходованного йода |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
Заполните таблицу результатов опытов |
|
||||||||||||||||||||||||||
4 |
Сделайте вывод о содержании витамина С в соках различных растений. Какое растение наиболее богато витамином С? |
Задание для отчета
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями
Контрольные вопросы
1.Приведите классификацию витаминов, дайте определение этой группе химических соединений.
2.Какую физиологическую роль выполняет витамин С в организме?
3.Причины гиповитаминозов и авитоминозов.
© 2024, Бережная Юлия Ивановна 446